Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Дети группы риска Одаренные дети Дети с ограниченными возможностями здоровья
Одаренные дети Сверходаренные дети Дети с очень высоким уровнем специализированных способностей Дети с особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью
Обучение в специализированном (коррекционном) учреждении I – VIII вида Интегрированное обучение Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Виды специальных (коррекционных) учреждений: I вида – для не слышащих детей; II вида – для слабослышащих; III вида – для слепых детей; IV вида - для слабовидящих; V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; VII – для детей с задержкой психического развития; VIII –для детей с умственной отсталостью.
Модели интеграции Классы для детей с нарушениями развития и группы риска школьной дезадаптации Инклюзивное обучение
Первая модель интеграции Классы для детей с нарушениями развития Классы для детей группы риска школьной дезадаптации
с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; Классы для детей с нарушениями развития
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности
Классы для детей группы риска школьной дезадаптации соматически ослабленные: часто болеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания; психологически неготовые к школьному обучению; социально запущенные; с низкими адаптационными возможностями и др.
Характерные недостатки развития детей группы риска школьной дезадаптации Отсутствие выраженных отклонений в развитии; Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; Импульсивность; Гиперактивность: Низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; Несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; Трудности регуляции и планирования собственной деятельности; Проявления девиаций в поведении.
Вторая модель интеграции Инклюзивное обучение - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с нормально развивающимися детьми.
Условия успешного инклюзивного образования: Внешние условия: Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Условия успешного инклюзивного образования: Внутренние показатели: уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению.