учитель– логопед высшей квалификационной категории ШАФЕЕВА Каринэ Владимировна ГБОУ Школа 2114, ЮЗАО структурное подразделение 1071
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ «Повышение качества образования как важнейший ресурс развития образовательного учреждения на этапе внедрения ФГОС» Коррекционно-логопедические занятия как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО 24 – 26 марта 2015 г.
ЗОНЫ ВНИМАНИЯ ОНР (общее недоразвитие речи) ФФНР (фонетико- фонематическое недоразвитие речи) незрелость зрительно- пространственных представлений и зрительно-моторной координации дефицит внимания, гипо- или гиперактивность, быстрая истощаемость при умственных нагрузках, плохая память ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ формирование навыка осмысленного чтения компенсация речевого дефекта развитие внимания, самоконтроля, регулятивных навыков помощь в освоение программы по «Русскому языку» и «Литературному чтению» независимый контроль МЦКО в 4-х, 5-х классах
СИСТЕМА РАБОТЫ Первоклассники -развитие устной речи, -профилактика дисграфии и дислексии, - выравнивание стартовых условий. Выявление факторов риска, развитие речи и психических функций, необходимых для успешного овладения чтением и письмом 2 класс -коррекция дисграфии на фоне ОНР и ФФНР -компенсация зрительно- пространственных нарушений и дефицита внимания Коррекционные занятия с учащимися, испытывающими трудности в овладении чтением и письмом 3 класс Продолжение занятий с учащимися: - трудно поддающимися коррекции; -плохо усваивающими программу по русскому языку -с детьми группы риска (теми, кто нуждается в дополнительной помощи, сопровождении). 4 класс -группы детей, дающих «откаты» в освоении коррекционного материала, -плохо усваивающих программу, -требующих дополнительной помощи для подготовки к итоговому срезу знаний за курс начальной школы. Работа на положительный результат прохождения независимого контроля МЦКО
ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Бинарный подход к проведению уроков русского языка
БИНАРНЫЙ УРОК Работа со справочным материалом («Дневнички помощи») Накопление справочного материала. Участие в создании памяток. Использование справочного материала на других уроках русского языка. Активное использование разных каналов восприятия и переработки информации: - двигательного; - слухоречевого; - зрительного; - кинестетического.
«Комплекс коррекционных упражнений для использования на уроках русского языка в начальной школе» развитие общего внимания и самоконтроля работа с гласными работа над слоговой структурой слова развитие чувства ритма, рифмы, работа с ударением работа над закреплением навыков звуко- буквенного анализа и синтеза развитие слуховой памяти и внимания развитие высших психических функций (памяти, мышления) и межполушарного взаимодействия Комплекс коррекционных упражнений Программа по русскому языку Комплекс коррекционных упражнений для использования на уроках русского языка в начальной школе Научно-методическая работа учителя-логопеда ЦО «Школа здоровья» 1071 Шафеевой К.В.
ТРУДНОСТИ - о ш и б к и н а у р о в н е т е к с т а - о ш и б к и н а у р о в н е п р е д л о ж е н и я - о ш и б к и н а у р о в н е с л о в а ДИСГРАФИЯ СОГЛАСНЫЕ: пропуски, замены (твёрд.-маг., звонок.-глух., акустически сходные) ГЛАСНЫЕ: пропуски (март –мрт), замены (И-У, О-У, А-О и др.) искажения (зёрн Ошки,) перестановки (р ЯбЕтишки) СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА: искажения слоговой структуры слова
ВСЁ ВНИМАНИЕ НА ГЛАСНЫЕ являются базовыми в речи имеют особенности произношения требуют проговаривания при письме отражают ритмико- интонационную сторону речи длительность коррекции частые замены пропуски нарушения слоговой структуры аграмматизмы ударение
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Символическая запись слова: вулкан – У-А, радуга – А-У-А Выделение слога из слова (первого, последнего, с определённой буквой) Узнавание гласного по артикуляции, запоминание на слух нескольких звуков. Пропедевтика темы «Окончания прилагательных» -- соотнесение гласных в окончании вопросительного слова и прилагательного.
АПРОБАЦИЯ упражнений на различение гласных и развитие операций фонетического анализа и синтеза (2-ой класс)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ влияют на снижение количества дисграфических ошибок, предупреждают их появление способствуют развитию фонематического слуха, слуховой памяти и внимания способствуют достижению личностных и метапредметных результатов положительно воздействуют на усвоение учебного материала, формирование УУД
АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО учителя- логопеды педагоги- психологи учителя начальной школы