Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Актуальность темы и её несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ речевой культуры и формирования выразительности речи у дошкольников обусловили тему нашей работы.
Понятие театрализованной деятельности Игра Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра(деятельность) Театрализованная игра(деятельность) является эффективным средством социализации дошкольников с ОВЗ в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, а так же одним из главнейших аспектов в становлении выразительности речи.
Особенности театрализованной деятельности Театрализованная игра предполагает: - Литературную или фольклорную основу их содержания; - Наличие зрителей.
Театрализованная игра, как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребенком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всю красоту и богатство русского языка
Развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка с ОВЗ перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Интонационные характеристики выразительности речи Интенсивность произнесения Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. Мелодика речи Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. Ритм речи Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Тембр голоса Тембр голоса – окраска, качество звука. Логическое ударение Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно громко.
Привычку к выразительной речи можно воспитать у человека только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.