Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников Емельянова Е.В. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 6»
Цели: к концу мастер-класса слушатели Получат представление о сказкотерапии, как средстве коррекции речевых нарушений; Потренируются в применении приемов для коррекции речевых нарушений
У детей с тяжелыми нарушениями речи: Недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление). Внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Дети с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Сказкотерапия Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний. Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание любви к природе, доброты, внимания, ответственности. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений Логосказка это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Виды логосказок: Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) ; Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) ; Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий) ; Сказки, способствующие формированию связной речи; Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Игровые приёмы Психогимнастические этюды; Ритмические упражнения; Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; Упражнения на релаксацию; Пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
На основе сказки можно играть: Сравнение прочитанного Узнавание детьми иллюстраций Мой любимый герой Любимая сказка Самая смешная сказка Игры-беседы детей с персонажами сказок
Сказкотерапия- игротерапия Активизация познавательных способностей детей – «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок») Развитие общих речевых навыков – «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Развитие слухового внимания - «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). Развитие лексико-грамматических категорий – « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. Развитие связной речи – «Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Развитие двигательной активности – Логоритмические занятия на основе сказок
Развивающая предметно- пространственная среда Аудиозаписи сказок Видеозаписи сказок «Уголок сказки» Детская библиотечка Развивающие игры по сказкам Иллюстрации к сказкам
Результат применения сказкотерапии в логопедической работе Использование сказкотерапии в логопедической работе приводит к положительной динамике в речевом развитии: Улучшается фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционная моторика Совершенствуется слоговая структура слова, грамматический строй речи Обогащается словарный запас и лексико-грамматические отношения, что способствует связной монологической речи у детей с ОНР