Ответьте на вопросы: 1. История возникновения геометрии 2. Какой древнегреческий ученый начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. Как называлась его книга? 3. Что изучает геометрия? 4. Разделы геометрии и что в них рассматривается?
Геометрия - одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках. Название науки «геометрия» древне греческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов: «ge» - «земля» и «metreo» «измеряю» (землю измеряю).
Практические потребности людей (сооружение жилищ, храмов, желание украсить одежду, рисовать картины) способствовали приобретению и накоплению геометрических сведений, которые изначально передавались в устной форме и поколения в поколение.
Новые сведения и факты добывались опытным путем, выводились некоторые правила (например, правило вычисления площадей) и данная наука не являлась точной. И только в VI веке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. В III веке до нашей эры греческий ученый Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией. ЕВКЛИД - древнегреческий математик, автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
многоугольник прямая ломаная отрезок луч прямоугольник квадрат куб цилиндр шар конус пирамида параллелепипед угол точка
Изучение нового материала: Как вы думаете какой была самая первая простейшая геометрическая фигура? Проанализируйте каким образом получается отрезок и прямая. Попробуйте дать определение этим геометрическим фигурам. Как обозначается прямая и отрезок?
1. Начертите прямую. Как её можно обозначить? a A B 2. Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой и точки D, Е, К, лежащие на этой же прямой. C E K D Символы принадлежности «принадлежит», «не принадлежит» K a, или K AB, E a, или E AB, D a, или D AB, C a, или C AB. Можно сказать, что прямая a проходит через точки А, K, B, E, D, но не проходит через точку C.
Вопрос? Изобразите две точки и проведите через них прямые. Сколько таких прямых можно провести? Сделайте вывод. А через одну точку?
Итак, через любые две точки провести прямую и притом только одну. Через любые две точки можно провести прямую? M N Cвойство прямой.
3. Используя символы принадлежности, запишите предложение. Точка D принадлежит прямой АВ, а точка С не принадлежит прямой a». 4. Используя рисунок и символы и, запишите, какие точки принадлежат прямой b, а какие - нет. D АВ, С а. Сколько прямых можно провести через заданную точку А? F b, В b, А b, С b;K b,E b,N b. E BAC K N F
5. Начертите прямые XY и МК, пересекающиеся в точке О. X Y M K O Кратко записывают так: XY MK=O. Символ означает пересечение. Сколько общих точек может быть у двух прямых? p q Таким образом, две прямые либо имеют только одну общую точку, либо не имеют общих точек.
6. На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки. отрезки АВ, ВС, CD, AC, AD, BD. A B C D a A B Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками
7. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки М. а)являются ли прямые MN и а различными прямыми? б)может ли прямая b проходить через точку N? a b M N а)прямая MN и прямая а совпадают, то есть это одна и та же прямая. б)прямая b не может проходить через точку N,т.к. она уже проходит через точку М, а через точки М и N можно провести прямую и притом только одну (это прямая а).
Прямая MN Отрезок MN Луч MN Прямая AB Луч XY Прямая CD Отрезок KN
С А В Провешивание прямой на местности. N наблюдатель
§ 1,2, вопросы 1-3..Решить задачи 1, 3,4, 7. ВАЖНО! дома надо внимательно прочитать пункты 1 и 2, и к следующему уроку подготовить ответы на вопросы 1-3 на стр. 25.