Применение экологических знаний на уроках картонажно-переплетного дела. Разработка Завьяловой Риты Ивановны Москва 2011
Применение экологических знаний на уроках картонажно-переплетного дела. Ребенок с ограниченными возможностями в здоровье живет в обществе с законами и проблемами экологии как и все человечество. Поэтому в ходе экспериментальной деятельности меня как педагога картонажно-переплетного дела волнует каким образом можно дать ребенку знания по основам экологии на наших уроках. Ребенок с психофизическими нарушениями имеет отклонения в воображении, восприятии поэтому моя главная цель через наглядный материал, через практическую деятельность, через эмоциональное восприятие донести до ребенка наши умения и навыки в работе с природным материалом. Цель: Помочь осознать значение экологии в жизни человека. Дать возможность на уроках осознать, что экология зависит от того, на сколько человек любит природу.
Задачи: Знакомство детей с природными материалами используемым в картонажно-переплетном деле (бумага, картон). Обучение основным приемам и особенностям работы с различными материалами и инструментами. Развитие творческого воображения, зрительно - двигательной координации, совершенствовании мелкой моторики, тактильной чувствительности, психических процессов, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие аналитически - синтетической деятельности, планирование своей деятельности, подбор необходимых материалов и инструментов, определение последовательности действий. Была пересмотрена программа, были внесены дополнения. Разработано 4 блока по темам.
Блоки разбиты на занятия в которых есть как теоретический так и практический материал. Нашим детям необходимо не только получать информацию о бумаге, картоне, но и понять его свойства, поэтому большое значение уделяется исследовательской деятельности на занятиях.
История бумаги Цель: Формировать осознанное ценностное отношение к природе. Мотивировать на принятие мер по сохранению и сбережению природы. Задачи: Формировать современное представление о природе и экологии. Дать представление о последовательности действий по сохранению и сбережению природы.
Производство бумаги и окружающая среда Цель: Пропаганда, экологических знаний у школьников. Задачи: 1. Использование полученных знаний на практике. 2. Формировать и развивать у учащихся элементы учебно-исследовательской деятельности. 3. Организация и проведение тематических учебных экскурсий с последующим оформлением творческих работ.
Экологические сведения Основные задачи: -Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. - Расширять у детей знания и представления о деревьях. - Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. - Учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста. - Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану. - Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. - Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Заключение: Урок труда у детей с ограниченными возможностями в здоровье включает в себя такие дисциплины как развитие речи, география, биология, история, которые способствуют исправлению недостатков в познавательную деятельность: это наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка, а также недостаток физического развития особенно мелкая моторика рук. Благодаря экологическим занятиям ребята научились бережливо относится к природе, экологическим материалам знают из каких деревьев делают бумагу, определяют качество бумаги, использование бумаги по назначению. Но главная моя задача состояла в том, что бы сформировать экологическую культуру.
Природоохранная деятельность. - Организация систематической работы по уборке и благоустройству школьного двора во внеурочное время. - Посадка зеленых насаждений. - Озеленение учебных и других помещений интерната, создание зимнего сада. - Организация и проведение тематических экскурсий и викторин с последующим оформлением творческих работ.