Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова кафедра ботаники, общей экологии и природопользования ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ «ПРИРОДА АРКТИКИ» трудоемкость 3 з.е. город Архангельск 2015 год
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 2 Просторы нашего Севера с каждым годом привлекают к себе внимание всё более и более широких кругов людей. Бывшая долгое время труднодоступной и малонаселённой, Арктика в последние несколько десятилетий стала местом интенсивной и разнообразной деятельности человека. Современный транспорт сделал легкодоступными самые отдалённые её уголки. Привлекает людей прежде всего богатство Крайнего Севера энергетическими, минеральными и биологическими ресурсами.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 3 Целью нашей дисциплины является расширение знаний о биологическом разнообразии Арктических территорий, а также об особенностях структуры и функционирования экосистем Арктики
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 4 Задачи дисциплины: 1)сформировать представление об особенностях природной среды Арктического региона, взаимосвязи абиотических и биотических компонентов арктических экосистем, тенденции их изменения под влиянием природных и антропогенных факторов; 2)рассмотреть особенности влияния трансформации арктических территорий, химических загрязнений различной природы, климатических изменений на отдельные организмы и на общество в целом; 3)познакомить с основными направлениями природопользования и аспектами использования биологических ресурсов в Арктике.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 5 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Характеристики природной среды арктических территорий. Границы, особенности климата и ландшафтов. История природных комплексов Арктики в последнюю ледниковую эпоху. Современные природные зоны. Особенности природы арктических пустынь, тундры, лесотундры. Биоразнообразие Арктики. Экология и биология арктических организмов. Экосистемы арктического региона. Особенности их структуры. Трофические уровни. Миграция биологических элементов. Специфика сухопутных и водных экосистем. Антропогенное воздействие на арктические экосистемы. История освоения и изучения Арктики. Угрозы биоразнообразию Арктического региона. Трансформация экосистем, загрязнения атмосферы, водной среды, почв. Последствия климатических изменений.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 6 Природопользование в Арктике Значение растений в жизни человека. Использование дикорастущих растений в жизни человека. Основные химические вещества, определяющие полезные свойства растений. Группы полезных растений: лекарственные, эфироносные, масличные, дубильные, красильные, кормовые, пищевые, декоративные, медоносные. Примеры охотничьих и морских промысловых животных Арктики. Ареал их распространения, особенности экологии и биологии, направления использования. Традиционные промыслы. Управление животными ресурсами Арктики. Принципы управления популяцией домашнего северного оленя. Интродукция промысловых животных. Тенденции изменения арктического биоразнообразия на глобальном и региональном уровне. Редкие виды. Мероприятия по сохранению биоразнообразия.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 7 Оценка «не зачтено» «зачтено» Уровень сформированности компетенции владение материалом недостаточно, степень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине, недостаточна для достижения основных целей обучения; количество набранных баллов менее 50 владение основным материалом с рядом ошибок, способность решения основных задач; минимально необходимый для достижения основных целей обучения степень сформированности компетенций; количество набранных баллов более 50
Спасибо за внимание! Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова