Реализация проекта «Стратегия жизни» в образовательных организация г. Тюмени Татьяна Васильевна Римкувене, к.п.н., вице-президент РОО «Ассоциация выпускников Президентской программы Тюменской области», директор ООО «Академия современного бизнеса»
Предпрофильная подготовка Профессиональное самоопределение – часть общего процесса жизненного самоопределения Что влияет на жизненное самоопределение современного молодого человека ?
Особенности поколения Y годы рождения « Теория поколений » создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом « конфликт поколений » основывается не только на возрастных противоречиях, но и на влиянии глобальных внешних факторов. различие в ценностных установках, особенностях восприятия информации, особенностях коммуникации внутри поколения
Глобальные внешние факторы поколения Y « Перестройка » Экономический дефолт 90- е начало х Период социальных и материальных « лифтов » Теракты и военные конфликты Бум цифровых технологий ( мобильные телефоны, гаджеты, интернет ) Эпоха брендов Мировые кризисы
Особенности поколений Х и Y Х готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, коллективизм, стремление учиться в течение всей жизни, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов Y свобода, «fun» (веселье), гражданский долг и мораль, наивность, неумение подчиняться, немедленное вознаграждение
Условия формирования поколения Y 1. Отсутствие в России государственной идеологии – индивидуализм, отсутствие у молодых людей заданных общественных целей и идеалов ( нет героев ). 2. Относительно высокий уровень материального благосостояния – отсутствие экономического и правового принуждения к труду. Работа для них как форма организации собственного времени, смыслы работы глубоко внутренние - в реализации себя, удовлетворение собственных интересов, развитие собственных ресурсов.
Условия формирования поколения Y 3. Развитие электронных и цифровых технологий ( бытовая техника, мобильные телефоны, интернет ) с одной стороны : - высвобождение времени, появление времени для досуга ; с другой стороны : - доступ к информации, возможность широких коммуникаций – тусовок. В мире больше нет четких границ, все слилось в один поток информации. 4. Эпоха гласности и свободы слова – практически безграничное доверие к информации, некритическое ее восприятие.
Условия формирования поколения Y 5. Эпоха брендов – вера в бренды, ценность брендов, мода на бренды
Условия формирования поколения Y 6. Клиентоориентированность как принцип выстраивания отношений производителя товаров и услуг с покупателем. Y- ки чувствуют к себе внимание производителей и их готовность создавать для них наилучшие сервисы. Того же Y- ки ожидают и требуют к себе от всех структур. 7. Эпоха распада традиционных представлений о семье – У Y- ов в большинстве не сформирована этика иерархии позиций : старший - младший, руководитель - подчиненный. Практически нет опыта устойчивых семейных связей, приверженности, обязанностей в отношениях.
Источники влияния на выбор профессии ( по Е. А. Климову ) 1. Позиция старших членов семьи 2. Позиция учителей, школьных педагогов 3. Позиция друзей, подруг – мода на деятельность 4. Информирмация ( СМИ, проч.) 5. Уровень притязаний на общественное признание 6. Склонности / способности 7. Личные профессиональные планы - представления об этапах освоения профессии
Проблемы выбора профессии 1. Иллюзии - ориентация на внешние атрибуты профессиональной деятельности 2. Незнание, непонимание себя 3. Бесцельность
Социальный проект « Стратегия жизни » РОО Ассоциация выпускников Президентской программы Тюменской области
Цель проекта : Формирование у старшеклассников ( учащихся 10- х классов ) осознанного отношения к выбору жизненных целей, профессиональной деятельности ; информирование о различных отраслях экономики, формах и видах профессиональной деятельности « из первых уст »
Формат проекта : Свободная атмосфера живого общения школьников в формате мастер-классов с предпринимателями, бизнесменами и профессионалами (руководителями и специалистами компаний) разных отраслей: Производство Строительство Оптовая торговля Розничная торговля Индустрия гостеприимства Инновационный бизнес IT – бизнес и др.
Этапы проекта : 1 Этап Сентябрь-декабрь Вводное методическое занятие «Стратегия жизни» – 1-1,5 час. 2 Этап декабрь, январь-апрель 1) Мастер-классы «История успеха» – 1 раз в месяц – 45 мин. 2) Экскурсии на предприятия города – 1 раз в 2-3 месяца 3 Этап Апрель-май Городской конкурс презентаций «Стратегия моей жизни. Все работы хороши»
Итоги уч. года В проекте участвовали 52 школы г.Тюмени Проведены 27 вводных семинаров 76 мастер-классов, участвовали 1205 десятиклассников
I этап Методический семинар Программа Ценность времени. Время как ресурс. Временной бюджет жизни. Стратегия жизни. Определение « цель », « стратегия ». Виды целей. Модель SMART. Цели и ценности. Персональная философия и стратегия жизни и профессионального развития. Цели и средства. Варианты профессиональной деятельности : предпринимательство, наем, фрилансерство. Ценность знаний. Удача и успех. Критерии успеха. Технологии успеха.
II этап Мастер-классы, «истории успеха» Особенности отрасли Профессии отрасли : рабочие, специалисты Требуемые знания и компетенции сотрудников Конкуренция. Конкуренты. Конкурентные преимущества компании. Удача и успех. Критерии и технологии успеха. Предпринимательство. Создание и развитие бизнеса. Бизнес - идеи. Бизнес - планирование.
II этап Экскурсии В г. школьники посетили: Винзилинский завод керамических стеновых материалов Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь»
Ш этап Городской конкурс презентаций « Стратегия моей жизни. Все работы хороши » 18 школ 22 индивидуальных проекта 4 групповых проекта 43 участника 20 организаторов Победители конкурса были награждены айподами, денежными премиями, др. ценными подарками. Каждый участник конкурса получил билет в парк интерактивных чудес « Эврика ».
Победители конкурса Владимир Стрельников «Планирование жизненной стратегии» – шк. 49 «Мое профессиональное будущее» - шк. 32
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Координатор проекта Евгения Ядрышникова, секретарь АВПП тел. 8-(9044) сайт: avpp72. ru