«Открывайте знания вместе с детьми…» Технология проблемного обучения Выполнила: Касабуцкая Лариса Николаевна ГБОУ СОШ 548 Декабрь 2014
Актуальность Проблемное обучение дает возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка и заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию В школе закладываются основы развития творческого мышления учащихся. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности Необходимость использования проблемного обучения для повышения мотивации учащихся;
Главные цели проблемного обучения Не только усвоение результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов Развитие мышления и творческих способностей учащихся Развитие самостоятельной учебной деятельности Воспитание активной личности учащегося, умеющего разрешать нестандартные проблемы Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
Проблемный урок осуществляется Самостоятел ьная работа Творческая задача Проблемная задача Проблемный вопрос Проблемная ситуация
Цикл умственных действий: Возникновение проблемной ситуации Осознание сущности затруднения и постановка проблемы Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и гипотез Проверка правильности решения проблемы. Доказательство гипотезы
Проблемные ситуации и приемы их создания Тип ситуации Тип противоречия Приемы создания ситуации С удивлением Между двумя и более фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории; Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейскими представлениями учеников и научными фактами Обнаружить житейские представления учеников заданием с «ловушкой»; Предъявить научный факт сообщением, презентацией, экспериментом. С затруднением Между невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, невыполнимое вообще; Доказать, что задание невыполнимо
Структура проблемного урока Актуализация прежних знаний; Создание проблемной ситуации; Постановка учебной проблемы; Исследование проблемы; «открытие» новых знаний; Первичное закрепление знаний; Самостоятельная работа; Рефлексия; Итог урока.
Эффективность технологии проблемного обучения Активная жизненная позиция Самостоя- тельный поиск новой информации «Ситуация успеха» – навык решения задачи Прочность усвоения знаний объективное оценивание ответов Повышается потребность в самопроверке и самоконтроле Сплочение коллектива в совместной деятельности