МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.
Advertisements

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Доц. Федорцова Тамара Аркадьевна.
Составитель учитель географии МБОУ СОШ 23 г. Смоленска Новикова Юлия Андреевна.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Региональная экономика в системе наук.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ по специальности География (Профиль Рекреационная география и туризм).
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ. Понятие об экономике как о науке. Экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют человеку, обществу, обеспечивать себе.
Является выпускающей кафедрой по специальности – «Экономика» Квалификация выпускников: Экономист. Подготовка специалистов ведется в рамках: - Программы.
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.
Экономика отрасли, организация, планирование и управление производством Автор: доктор PhD, Епанчинцева С.Э. кафедра «Экономика и менеджмент» Лекция 1 Производство:
«Экономический потенциал единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС» Лектор: к.э.н., доцент Коновалова Татьяна Александровна.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Географический факультет Аспирант Колендо Е. Т. Научный руководитель к. г. н., доцент Потаева Г. Р. Туристский потенциал малых городских поселений Беларуси.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ ГОРОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ХОЗЯЙСТВО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 6 КЛАСС ПАРАГРАФ 21. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.
Транксрипт:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС») Слайд-лекции по дисциплине « Региональная экономика » для студентов экономических направлений и специальностей Утверждено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» 4 от « 3 » декабря 2012 г. Составитель: д.э.н., профессор Башмачникова Елена Валентиновна ассистент Абрамова Любовь Андреевна Тольятти, 2012

«Региональная экономика» ТЕМА 1. Введение в теорию региональной экономики

1. Генезис науки «региональная экономика» 2. Предмет, объект, задачи и структура курса 3. Метод курса «Региональная экономика» 4. Региональная экономика в системе наук ВОПРОСЫ ТЕМЫ

Вопрос 1. Генезис науки «региональная экономика» Региональная экономика это наука, которая сформировалась на стыке экономических и географических наук. Становление региональной экономики как отрасли экономической науки было вызвано насущной потребностью национального хозяйства, необходимость совершенствования территориального планирования, решения актуальных проблем перспективного развития региональной системы хозяйства страны и ее управления.

Возникновение региональной науки определяется серединой ХХ в. (конец 40-х – середина 50-х гг.). Термин «региональная наука» ввел в научный оборот американский экономист У. Айзард. В 1966 г. он определил региональную науку как новое междисциплинарное поле внутри системы социальных наук, которое опирается на теорию и достижения других социальных дисциплин.

Интерес к территориальному экономическому и государственному устройству проявляли великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Д. И. Рихтер, Н.Г. Чернышевский и многие другие. В XIX начале XX столетия региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной ста­ тистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напомнить о работе В.И. Ленина "Развитие капитализма в России").

Региональная экономика - это наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические процессы в регионах, развитие хозяйства в конкретно- региональном аспекте

Вопрос 2. Предмет, объект, задачи и структура курса Задачи региональной экономики: рациональное размещение производительных сил эффективное региональное развитие постановка и разработка новых теоретических проблем, актуальных для практического решения современных задач управления, прогнозирования, регулирования, планирования территориальной организации страны и ее регионов

Направления исследования региональной экономики: определение принципов и факторов размещения, неких исход­ных категорий территориальной организации хозяйства, обусловливающих территориальную привязку (локацию) и развитие производительных сил в регионах; проблема районирования, выделения районов основных объектов исследования науки. Большое внимание здесь уделяется видам районирования, их функциональному предназначению. Приоритетным является экономическое районирование, выделение целостных территориальных хозяйственных образований (подсистем) народнохозяйственной системы страны в целом;

Направления исследования региональной экономики: определение закономерностей в размещении производитель­ных сил и территориальной организации хозяйства. Отмеча­ются особенности проявления указанных закономерностей на территории, приводятся их перечень и обоснование, примеры использования выявленных закономерностей при прогнозиро­вании социально-экономического развития регионов и форми­ровании территориальных структур хозяйства; социально-экономическое развитие отдельно взятого региона. Характеризуется местоположение региона, его ресурсная база. Отдельно рассматриваются и сопоставляются по масштабам влияния природные условия и ресурсы и национальное историческое наследие ресурсы, созданные предшествующими поколениями (производственный, интеллектуальный и культурный потенциалы, инфраструктура и др.). Определяется соответствие сложившейся отраслевой структуры хозяйства и уровня жизни населения предпосылкам (ресурсам) развития;

Направления исследования региональной экономики: взаимоотношение районов и центра. Рассматриваются вопросы территориальной дифференциации ресурсной базы страны (в разрезе регионов), специализации и территориального разделения труда, интеграции и государственной поддержки регионов, формирования федерального и регионального рынков, выхода регионов на мировой рынок; размещение экономических и социальных объектов по природным ландшафтам, их сочетаний на территории. Анализируются территориальный аспект в развитии отраслей и их комплексов, размещение производительных сил и их связи внутри района (формирование на территории районов сельских и городских поселений, агломераций, мегаполисов, систем населенных пунктов, территориально-производственных (народнохозяйственных) комплексов). Изучаются пространственное соотношение в размещении социально-экономических и природных объектов (комплексов), их связи;

Направления исследования региональной экономики: управление социально-экономическими процессами на территории. Определяются механизмы управления, среди которых особое внимание уделяется региональной экономической политике. Рассматриваются вопросы использования системного подхода в управлении социально-экономическим развитием региона.

Объект региональных исследований - регион, составными частями которого являются экономические и социальные объекты, населенные пункты, рекреационные и природоохранные зоны, инфраструктура, расположенные в определенных точках, зонах экономического пространства региона, их разнообразные сочетания на территории, механизмы государственного управления и др.

Вопрос 3. Метод курса «Региональная экономика» Наиболее значимыми методами изучения курса «Региональная экономика» являются: 1. Системный подход 2. Ресурсный подход 3. Поведенческий подход 4. Маркетинговый подход. 5. Инновационный подход 6. Изучение процесса развития территории в динамике 7. Анализ и обобщение новых перспективных направлений в экономике 8. Учет специфики объекта исследования 9. Сопоставление альтернатив решения экономических задач для выявления оптимальной, с точки зрения принятых критериев эффективности, стратегии развития 10. Широкое применение математических методов для решения региональных проблем.

Вопрос 4. Региональная экономика в системе наук Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях: с одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах; с другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук.

Связь региональной науки с другими науками Неотъемлемой частью общей науки о регионах является география, в том числе экономическая география. В контексте обсуждаемого вопроса важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

Региональная экономика в системе экономических наук Сложность вопроса заключается в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и собственный объект изучения, она занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее "побеги" проникают в почву других областей экономической науки. Совершенно очевидно взаимопроникновение двух научных сфер экономики и регионалистики, а также проникновение региональной экономики во внутренние части обеих научных сфер.

Соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой Известно, что в структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний. Региональная экономика может стать третьим полюсом. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная (пространственная) экономика.