Лекция 10 Метод тестирования Лектор: Скоробач Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекции Метод анкетирования в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Advertisements

Лекция 4 Метод самонаблюдения в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Оболочки тестов. Виды тестов и тестовые задания..
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Лекция 5 Классификация психодиагностических методов Лектор: Сахарова В.Г.
ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ МХТ ЗАЙЦЕВА ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики К.Р. Червинская, СПбГУ, Лаборатория клинической психологии.
Т ЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ Слово тест английского происхождения, означает измерение.
Информационные технологии в деятельности психолога Психодиагностика и психологическая экспертиза Выполнили: Булатова Э, Мелитаури М, Ситникова А.
Транксрипт:

Лекция 10 Метод тестирования Лектор: Скоробач Т.В.

План: 1. Психологическое тестирование и его роль в психологии; 2. Классификация тестов; 3. Требования к разработчикам и пользователям тестов; 4. Достоинства и недостатки метода тестирования; 5. Область применения психологического тестирования; 6. Надёжность и валидность теста; 7. Процедура психологического тестирования; 8. Тесты и опросники

Психологическое тестирование это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов

Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах: – психологической диагностике; -текстологии

Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека; Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов

Классификация тестов

1. По процедуре могут быть выделены Стандартизированные; Нестандартизированные тесты

2. Классификация тестов по назначению:

Общедиагностические; Профессиональной пригодности; Специальных способностей Достижений

3. По средствам, используемым в процессе тестирования:

бланковые предметные аппаратурные практические программные

-индивидуальные групповые По количеству одновременно обследуемых людей:

4. По форме ответа тесты делятся: устные письменные с применением ЭВМ

5. По ведущей ориентации: тесты скорости тесты мощности смешанные тесты 6. По степени однородности: гомогенные; гетерогенные

Требования к разработчикам и пользователям тестов

Важнейшим условием успешности психодиагностики является не только готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных нормами Международных профессионально- этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности); принцип благополучия испытуемого (в результате тестирования не должно ухудшиться психологическое и соматическое состояние испытуемого, а также его материальное положение; ему не должен быть нанесен вред); принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также в целях повышения качества психодиагностической оценки испытуемых);

принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики. Это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки); принцип морально-позитивного эффекта обследования (необходимо добиваться того, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации повышалось настроение и снижалась вероятность проявления негативных особенностей поведения); принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает)

Достоинства и недостатки метода тестирования «+» 1. Возможность обширного применения; 2. Получение количественной оценки, по которой можно сравнивать выраженность психических свойств у исследуемого с их выраженностью в популяции; 3. Относительная объективность

«-» 1. Влияние исследуемого на результаты тестирования; 2. Трудность обеспечения индивидуального подхода

Область применения психологического тестирования

Надёжность и валидность теста

Надёжность – это характеристика методики, отражающая точность теста, а также устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов

Валидность теста – адекватность и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме

Процедура тестирования

Первый этап этап знакомства с испытуемым заключается в анкетировании и собеседовании Анкетирование испытуемых желательно проводить индивидуально для детального наблюдения за их реакциями и поведением, а также своевременного и более обстоятельного ответа на возникающие вопросы. Допускается групповое анкетирование трех или пяти человек одновременно; Беседа, результаты которой учитываются в итоговом заключении испытуемых

В ходе собеседования, анкетирования, психологического реализуется второй этап этап наблюдения за поведением обследуемых

Третий этап включает психологическое обследование (тестирование). Психологическое обследование целесообразно проводить в утренние часы. Обследуемые должны отдохнуть перед проведением психодиагностики. Методики (тесты) в процессе обследования могут предъявляться в индивидуальном и групповом порядке

Четвёртый этап – обработка результатов тестирования и формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов

Опросники и тесты

Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий

Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью; Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники

Список литературы: Основная литература: 1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, – 351 с. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии // Учебно- практическое пособие – М., – 108 с. Дополнительная литература: 1. Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: учеб. Пособие. – СПб: Речь, – 39 с. 2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, – 440 с., ил.

Электронные источники: Университетская библиотека on-line 1. Основные методы сбора данных в психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А. Капустина. – М.: Аспект- Пресс, – 158 с. Электронный доступ: &book_id= Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Директ-Медиа, – 859 с. Электронный доступ: &book_id=39123

Спасибо за внимание!