Лекция 10 Метод тестирования Лектор: Скоробач Т.В.
План: 1. Психологическое тестирование и его роль в психологии; 2. Классификация тестов; 3. Требования к разработчикам и пользователям тестов; 4. Достоинства и недостатки метода тестирования; 5. Область применения психологического тестирования; 6. Надёжность и валидность теста; 7. Процедура психологического тестирования; 8. Тесты и опросники
Психологическое тестирование это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов
Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах: – психологической диагностике; -текстологии
Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека; Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов
Классификация тестов
1. По процедуре могут быть выделены Стандартизированные; Нестандартизированные тесты
2. Классификация тестов по назначению:
Общедиагностические; Профессиональной пригодности; Специальных способностей Достижений
3. По средствам, используемым в процессе тестирования:
бланковые предметные аппаратурные практические программные
-индивидуальные групповые По количеству одновременно обследуемых людей:
4. По форме ответа тесты делятся: устные письменные с применением ЭВМ
5. По ведущей ориентации: тесты скорости тесты мощности смешанные тесты 6. По степени однородности: гомогенные; гетерогенные
Требования к разработчикам и пользователям тестов
Важнейшим условием успешности психодиагностики является не только готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных нормами Международных профессионально- этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:
принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности); принцип благополучия испытуемого (в результате тестирования не должно ухудшиться психологическое и соматическое состояние испытуемого, а также его материальное положение; ему не должен быть нанесен вред); принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также в целях повышения качества психодиагностической оценки испытуемых);
принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики. Это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки); принцип морально-позитивного эффекта обследования (необходимо добиваться того, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации повышалось настроение и снижалась вероятность проявления негативных особенностей поведения); принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает)
Достоинства и недостатки метода тестирования «+» 1. Возможность обширного применения; 2. Получение количественной оценки, по которой можно сравнивать выраженность психических свойств у исследуемого с их выраженностью в популяции; 3. Относительная объективность
«-» 1. Влияние исследуемого на результаты тестирования; 2. Трудность обеспечения индивидуального подхода
Область применения психологического тестирования
Надёжность и валидность теста
Надёжность – это характеристика методики, отражающая точность теста, а также устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов
Валидность теста – адекватность и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме
Процедура тестирования
Первый этап этап знакомства с испытуемым заключается в анкетировании и собеседовании Анкетирование испытуемых желательно проводить индивидуально для детального наблюдения за их реакциями и поведением, а также своевременного и более обстоятельного ответа на возникающие вопросы. Допускается групповое анкетирование трех или пяти человек одновременно; Беседа, результаты которой учитываются в итоговом заключении испытуемых
В ходе собеседования, анкетирования, психологического реализуется второй этап этап наблюдения за поведением обследуемых
Третий этап включает психологическое обследование (тестирование). Психологическое обследование целесообразно проводить в утренние часы. Обследуемые должны отдохнуть перед проведением психодиагностики. Методики (тесты) в процессе обследования могут предъявляться в индивидуальном и групповом порядке
Четвёртый этап – обработка результатов тестирования и формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов
Опросники и тесты
Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий
Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью; Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники
Список литературы: Основная литература: 1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, – 351 с. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии // Учебно- практическое пособие – М., – 108 с. Дополнительная литература: 1. Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: учеб. Пособие. – СПб: Речь, – 39 с. 2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, – 440 с., ил.
Электронные источники: Университетская библиотека on-line 1. Основные методы сбора данных в психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А. Капустина. – М.: Аспект- Пресс, – 158 с. Электронный доступ: &book_id= Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Директ-Медиа, – 859 с. Электронный доступ: &book_id=39123
Спасибо за внимание!