Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста
В лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка в этот период ОБЩЕНИЕ Главное новообразование этого возраста ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ Для пятиклассников это период адаптации к новой ступени обучения
В условиях современной жизни в данный период начинается так называемый переходный возраст: происходят первые биологические изменения в организме (особенно у девочек). Что происходит с моим ребенком?! Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм -стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Сверстники Огромную роль в жизни ребенка- подростка будет играть его школьный коллектив, его друзья. Если в возрасте до лет ребенок был домашним, спокойным и любил читать книжки, то к подростковому периоду все меняется. Дома он усидеть не может, его тянет пообщаться с друзьями.
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико- синтетическому восприятию предметов и явлений; формируется способность самостоятельно мыслить; рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения; развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти. Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе). В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. Младший подросток переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники).
Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: Упрямство; Внутренние переживания; Стремление к самостоятельности; Замкнутость (особенно когда родители/ педагоги не считаются с внутренними переживаниями ребенка); Ранимость; Обидчивость. Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас).
Интерес к учебной деятельности угасает, она характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием. (Период адаптации)
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего детского; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу;
Обобщая все сказанное: У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника, шестиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания) забывают слова (особенность памяти) допускают нелепые ошибки в письменных работах (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий
Родителям детей младшего подросткового возраста нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.
Самое важное для ребенка – это общение! Организуйте диалог правильно, не выпытывая информацию, рассказывая о своих проблемах. Таким образом вы подадите пример самораскрытия. Не забывайте о личном примере! Присматривайтесь чаще к своему подростку в этот период, ведь он уже не ребенок, но и до взрослого ему еще далеко!
Желаем удачи в воспитании!