Северо-Западный филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный университет правосудия» Ценности и отношение к будущему студентов Преподаватель кафедры ГСЭД Иванова М.В. Санкт-Петербург 2014
Система ценностных ориентаций – главный внутренний источник и механизм развития личности. Ценности – ядро структуры личности, определяющее ее направленность, совокупность значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталона должного.
Функции ценностей: регулятивная; прогностическая. Виды ценностей: терминальные (ценности-цели); инструментальные (ценности-средства).
Отношение к будущему Временная перспектива – целостность видения человеком своего психологического будущего и психологического прошлого в настоящее время. Зависит от ценностных ориентаций, определяет формы социального взаимодействия. Связано с планированием и целеполаганием. насыщенность событиями; позитивная или негативная установка; реалистичность будущего; социальная ориентированность.
Исследование системы ценностей и отношения к будущему студентов ФНО Участники: студенты 1-2 курса (64 человека: 27 м, 37 ж) студенты 4 курса (47 человек: 15 м, 32 ж) Методики: Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; Ценностные ориентации М. Рокича; «Субъективная картина жизненного пути».
Терминальные ценности Инструментальные ценности Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное признание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечение Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостатках в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость
Ценности студентов ФНО Значимые терминальные ценности 2 курс М4 курс М2 курс Ж4 курс Ж здоровье наличие хороших и верных друзей материально обеспеченная жизнь любовь активная деятельная жизнь свобода счастливая семейная жизнь Значимые инструментальные ценности 2 курс М4 курс М2 курс Ж4 курс Ж воспитанность высокие запросы воспитанность образованность твердая воля аккуратность честность независимость ответственность жизнерадостность
Малозначимые терминальные ценности 2 курс М4 курс М2 курс Ж4 курс Ж счастье других красота природы и искусства счастливая семейная жизнь творчество развлечения Малозначимые инструментальные ценности 2 курс М4 курс М2 курс Ж4 курс Ж высокие запросы честность высокие запросы чуткость исполнительность рационализм непримиримость к недостаткам в себе и других терпимость непримиримость к недостаткам в себе и других
Отношение к будущему студентов ФНО Реалистичность событий будущего – 90%
Субъективная картина жизненного пути юноши события прошлого событий нет «всё будет хорошо» девушки ближайшее будущее насыщенность
Позитивные события – субъективно значимые (поездка на море, поцелуй); Негативные события – травмы, предательства; Нейтральные (социально нормативные) события – работа, брак, дети, пенсия.
Теплое, сентиментальное, ностальгическое отношение к прошлому. Ориентация на удовольствие, наслаждение, развлечения в настоящем, отсутствие заботы о последствиях.
Общая ориентация на будущее. Характеризуется планированием и достижением будущих целей.
Выводы: 1. Ценностные ориентации определяются в большей степени гендерными различиями: для девушек значимая сфера личных, семейных отношений, для юношей – активная жизнь и обеспеченность. 2. Девушки наполняют свое психологическое будущее большим количеством событий (социально ориентированных). 3. Наиболее позитивное отношение к будущему, при низком уровне ценности праздного времяпрепровождения и развлечений демонстрируют девушки 4 курса ФНО.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!