Управленческие решения IBI Международный Банковский Институт --- НОУ «Международный банковский институт» Санкт-Петербург 2006 М.З.Эпштейн М.З.Эпштейн
Тема 1. Процесс управления и разработка управленческого решения
Вклад научных школ менеджмента в развитие дисциплины «Управленческие решения» Управленческиерешения Технократический подход Психологический подход Количественный подход Системный подход Ситуационный подход Выделение управляющей подсистемы Кибернетические идеи Модели процесса принятия решения Учет особенностей ситуаций, метод сценариев Значение психологических и социальных явлений
Процесс принятия решений на различных стадиях управления Аналитические основы принятия решений Выбор альтернативы Анализ и контроль Управленческие импульсы Исполнение решения Уровень решения Уровень реализации решения Уровень действия
Свойства хозяйственной системы 1. Хозяйственная система как целое – РЦ. 2. Хозяйственная система – совокупность РЦ. 3. Функция распоряжения одного РЦ относится к функции распоряжения хозяйственной системы в целом как часть к целому. 4. Хозяйственная система характеризуется многомерным критерием. 5. Чем система сложнее, тем менее операционным становится ее критерий.
Проблематика дисциплины 1. Проблема многокритериального выбора. 2. Процедуры принятия коллективных решений. 3. Формирование целей организации. 4. Выбор стиля принятия решений.
Функции менеджера Поддержание межличностных отношений Информацион- ная роль Принятие решений 1. Представи- тельство 2. Лидерство 3. Создание неформальной коммуникационной сети 1. Мониторинг 2. Распростране- ние информации 3. Роль спикера 1. Предприни- матель 2. Кризисное управление 3. Распределе- ние ресурсов 4. Ведение переговоров
Этапы разработки управленческих решений Анализ результатов Контроль Разработка плана действий Выбор альтернатив Определение целей Разработка оценочной системы Информация о проблемной ситуации Анализ проблемной ситуации Прогноз развития проблемной ситуации Разработка альтернатив Оценка альтернатив
Решение Свойства решения: 1. Присутствует волевой фактор. 2. Осознание. 3. Моделирование. 4. Оценка и анализ. – процесс и результат волевого действия, определяет поведение – процесс и результат волевого действия, определяет поведение
Идеальные типы поведения по М. Веберу Аффективное Традиционное Ценностно- рациональное Ценностно- рациональное Целерациональное
Аффективное поведение Стимул - клише Реакция Выбор цели Выбор средства
Традиционное поведение Выбор цели Выбор средства Образмира Ресурсы Возможности Установки-сценарии
Ценностно - рациональное поведение Ценности Реакции Выбор цели Выбор средства Ресурсы Сценарии-установки Возможности
Целерациональное поведение Выбор цели Выбор средства Ценности Образмира Ресурсы Возможности Сценарии Интересы Цели Задачи Поведенчес- кие схемы
Характеристика идеальных типов поведения Тип Цели Выбор средств Аффективное Традиционное Ценностно- рациональное Целерациональ ное Цели и средства не разделяются Заданы извне Определяются верой в самодовлеющие ценности Заданы извне Ставятся в процессе деятельности Продуманное использование условий и средств для достижения поставленных целей
Условия выбора типа поведения Когнитивные способности Объем использованной информации Аффективное Традиционное Ценностно-рациональное Целерациональное
Типы решений 1. Интуитивные. 2. Рациональные. 3. Рутинные. 4. Уникальные. 5. Последовательные. 6. Решение проблем. 7. Решение дилемм. 8. Кризисные. 9. Неверные.