Cтартовая диагностика длетей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS Карданова Е.Ю. Орел Е.А. Центр мониторинга качества образования Высшая школа экономики, Москва, XXI ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, КОРПОРАТИВНЫЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СВОБОДЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ» апреля 2014 года г. Красноярск
Цель проекта iPIPS фото Убеждения ( beliefs ) Высшая школа экономики, Москва, 2014 Cтартовая диагностика на входе в систему образования (выявление индивидуальных особенностей ребенка) и оценивание индивидуального прогресса ребенка в течение первого года обучения
Что такое iPIPS? фото The International Performance Indicators in Primary Schools project Инструмент мониторинга готовности ребенка к обучению в школе и его индивидуального прогресса в течение 1-го года обучения Разрабатывалется с 1994 г. Центром оценивания и мониторинга Университлета Дарема Объект изучения – весь спектр навыков ребенка, как когнитивных, так и некогнитивных Более 1 млн опрошенных длетей за 19 ллет Сопутствующие исследования: высокая надежность, в том числе прогностическая Использование – Англия, Австралия, Шотландия, Гонконг, Новая Зелландия, ОАЭ. Пилоты – ЮАР, Германия, Нидерланды, США, Словения, Россия Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото Ключевые вопросы Высшая школа экономики, Москва, Какова эффективность различных программ раннего обучения? 2. Сколько знаний длети получают в свой первый школьный год и насколько эффективно преподавание? 3. Как различные факторы влияют на обучение длетей? 4. Как можно улучшить работу учителей и школ?
фото Международные и российские исследования длетей Высшая школа экономики, Москва, 2014 TIMSS, PIRLS, PISA другой возраст - нлет индивидуального оценивания - не позволяют оценить индивидуальный прогресс Early Development Instrument (EDI) Цель: Оценивание готовности длетей к школе по пяти областям развития - заполняют учителя - нлет индивидуального оценивания - не оценивалет индивидуальный прогресс Россия: ФГОС начального общего образования (2011) и ФГОС дошкольного образования (2013) Дмитрий Ливанов: «Меня спрашивают, а что должен умлеть ребенок. Ребенок никому ничего не должен, это мы должны сделать так, чтобы личность и талант каждого ребенка получили развитие…» Мы должны знать в какой стартовой точке находится ребенок на входе в начальную школу его прогресс по истечении определенного этапа обучения
Млетодики стартовой диагностики, используемые в РФ Психофизиологическая зрелость Млетоды исследования Уровень произвольности и концентрации внимания Уровень готовности следовать инструкции Млетодика «Образец и правило» Млетодика «Графический диктант» Проективная млетодика «Рисунок человека» Интеллектуальная зрелость Млетоды исследования Развитие интеллектуальных способностей Развитие речи Объем кратковременной памяти Уровень обучаемости Млетодика экспресс диагностики интеллектуальных способностей дошкольников (МЭДИС) Проективная млетодика «Рисунок человека» Млетодика «Рассказ по картинке» Млетодика «10 слов» Млетодика обучаемости А.Я. Ивановой Личностная зрелость Млетоды исследования Уровень психологической зрелости Уровень мотивации учения Особенности эмоциональной сферы Проективная млетодика «Рисунок человека» Млетодика определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой Млетодика «Домики» Социальная зрелость Млетоды исследования Готовность осуществлять сотрудничество Уверенность в себе, самооценка Наблюдение Беседа Проективная млетодика «Рисунок человека» Источник: Колчанова С.С. Стартовая диагностика первоклассников как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы С
Исследование готовности длетей к школе (РАО) фото Высшая школа экономики, Москва, г. 5 регионов РФ Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались млетодики: – «Рисунок человека» (Чем длетальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка) – «Графический диктант» (Следование инструкции, умение самому продолжить узор, например, счлет от 1 до нужного числа и т.д.). – «Образец и правило» (умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила, например, соединить фигуру по точкам) – «Первая буква» (Выбрать картинку с заданной буквой. Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя, выявлялет готовность к овладению грамотой). Также оценивалется мотивация к учебе, личностная, социальная и эмоциональная зрелость Г.С. Ковалева, О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, Н.В. Нурминская, Н.В. Гапонова, Е.И. Давыдова. (2011). О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе). URL:
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Российские исследования готовности к школе: ограничения фото Затруднено массовое использование Не позволяют измерить индивидуальный прогресс по окончании этапа обучения Мало исследований по обоснованию качества и валидности
Почему iPIPS? фото Инструмент индивидуального оценивания Разработан в соотвлетствии с последними достижениями мировой тесто логической науки Стандартизированный инструмент с доказанными психомлетрическими свойствами и валидностью (на английской выборке), признанный в мире Создан в формате компьютерного адаптивного тестирования Позволялет максимально мягко и с большой точностью оценить каждого конкрлетного ребенка Уникальный инструмент, не имеющий аналогов в российской образовательной системе Высшая школа экономики, Москва, 2014
Подходы к интерпрлетации результатов фото Нормативно-ориентированный Результат отдельного участника интерпрлетирулется в зависимости от достижений всей совокупности участников тестирования Индивидуально – ориентированный Оценивалется степень прогресса конкрлетного учащегося за определенный промежуток времени Критериально-ориентированный На основании положения участника на шкале и пороговых значений делалется вывод о качественном уровне, на котором находится участник Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото Развитие навыков чтения: прогресс за год (иллюстративные данные – не являются полностью репрезентативными) Высшая школа экономики, Москва, 2014
Адаптация iPIPS в России фото Разработка русскоязычной версии инструмента iPIPS Разработка процедур и проведение двух циклов измерения (опроса длетей и сбора контекстных данных): в начале учебного года (стартовая диагностика) и в конце (прогресс в течение первого учебного года) Проведение исследований по адаптации инструмента в России, включая проведение психомлетрического анализа характеристик заданий в сравнении с международной базой iPIPS Валидизация русскоязычной версии инструмента iPIPS Разработка млетодики оценивания длетей и построения единой шкалы для двух циклов, совместимой с международной шкалой Проведение первичного анализа данных По договору с университлетом Дарема Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ проводит весь цикл работ по адаптации и валидизации инструмента iPIPS в РФ.
фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Структура iPIPS Букллет с заданиями для длетей (вербальная часть, математика, отношения) Анклета для родителей Опросники для учителя: Анклета социального и эмоционального развития ребенка Анклета учителя
Структура букллета Словарный запас Идеи о чтении: Структура текста Повторение слов Рифмование слов Буквы Слова Чтение коротких историй и предложений Понимание текста Простой счлет Простое сложение и вычитание Цифры Задачи Письмо Отношения
Письмо 27% длетей могут полностью верно написать своё имя, с учётом регистра
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Узнавание слов и объектов фото
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Фонологический блок фото Повторение слов – стоп – млетла – танец – фриглияга – мышление – сопоставлять – предприимчивый – обсерватория
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Слова фото
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Чтение: короткая история фото Все слова прочитаны правильно: 31% Ни одного слова не прочитано: 17%
Модель: чтение Вокабуляр: оценка словарного запаса длетей Идеи о чтении: структура текста Знание букв Распознавание слов: схватывание графической оболочки слова Техническое чтение: чтение истории и чтение предложений Понимание текста лет
Примеры задач по математике 1) Саша хочлет купить апельсин, который стоит 12 рублей, какие монлеты ему нужно взять? 2) Какое число на 3 меньше, чем 7? 3) Половина от 6 - это сколько?
"Слушать рассказы и истории" "Разглядывать картинки в книжках". "Рисовать" "Играть в Лего или другой конструктор" "Считать" "Ходить в школу" "Играть на длетской площадке" "Использовать компьютер" Отношение ребенка
Апробация: Выборка фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Регион: г. Великий Новгород и Новгородская область Объем выборки: 311 учеников первого класса (5% генеральной совокупности) Стратифицированный рандомизированный отбор: случайный отбор населенного пункта по заданным парамлетрам, случайный отбор школы, случайный отбор класса, случайный отбор учеников в классе
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Конкурс интервьюеров (из числа студентов МП НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании») Тренинг интервьюеров: Знакомство с материалами iPIPS Просмотр видеозаписи процедуры оценки на примере диагностики в Великобритании Разбор «сложных» ситуаций оценивания Подготовка интервьюеров
Процедура диагностики Индивидуальная работа с каждым ребенком Процедура диагностики Индивидуальная работа с каждым ребенком
фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Процедура диагностики Время минут Оценивание в игровой форме Красочный букллет для ребенка Планшлет с ПО для интервьюера
Процедура диагностики фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Опрос родителей (заполнение анклеты, 10 минут) Опрос учителей – Анклета социального и эмоционального развития ребенка (30 минут) – Анклета учителя (10 минут)
Первичный анализ: связь результатов с возрастом фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Возраст Математика Чтение Число учеников меньше 748, 749, ,550,849,9167 больше 7,551,149,743 Статистически значимых различий в средних нлет
Результаты первичного анализа фото Высшая школа экономики, Москва, 2014 Пол ребенка: По математике результаты мальчиков и девочек не различаются, по чтению и фонологической грамотности результаты девочек несколько выше. Место проживания: По математике разницы в результатах у учеников из различных населенных пунктов нлет, по чтению – есть.
Образовательный уровень родителей Длети, у которых мать имелет высшее образование, читают лучше и больше понимают в математике, чем длети, у которых мама без высшего образования. t-test Разница в баллах математика 4.51* чтение 7.35* 41% матерей и 50% отцов имеют среднее профессиональное образование
Профессиональный статус родителей Группа A Руководитель организации, главный врач, директор школы, академик Матери 1% Отцы 4% Группа B Преподаватель вуза, учитель в школе, госслужащий, врач, руководитель среднего звена, частный предприниматель, архитектор, художник Матери 29% Отцы 21% Группа C Инженер, офисный служащий Матери 18% Отцы 12% Группа D Продавец, сельхоз. работник, механик, строитель, водитель, медсестра Матери 31% Отцы 55% Группа E Грузчик, курьер, уборщик, официант Матери 6% Отцы 4% Группа F Не работаю Матери 15% Отцы 4%
Образовательные ресурсы семьи Большая часть семей имелет не более 100 книг в доме. Менее 5% семей имеют более 500 книг. Около 30% семей имеют до 25 длетских книг, около 40% до 50 длетских книг.
87% длетей ходили в длетский сад более 3 ллет 89% длетей ходили в длетский сад в год ПЕРЕД школой 63% длетей посещали кружки и секции 55% посещали специальные подготовительные занятия перед школой 28. Ходил ли ребенок в длетский сад В ГОД ПЕРЕД ШКОЛОЙ? N Сред- нее Ст. отклон. математикада нлет чтениеда нлет
Анклета социального и эмоционального развития ребенка Между социальным и эмоциональным развитием ребенка и его навыками по чтению и математике существулет положительная значимая связь. Наиболее яркая связь наблюдалется между умением ребенка сосредоточиться и его навыками по чтению и математике. Шкалы Привыкание Независимость Уверенность Сосредоточенность в занятиях, которыми руководит учитель Сосредоточенность в самостоятельных занятиях Поведение Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со взрослыми Правила Культурное развитие Коммуникация
Анклета социального и эмоционального развития ребенка Математика Чтение Привыкание,297 **,285 ** Независимость,301 **,374 ** Сосредоточенность 1 (в занятиях, которыми руководит учитель),378 **,348 ** Сосредоточенность 2 (в самостоятельных занятиях),395 **,378 ** Поведение,189 **,272 ** Уверенность,332 **,278 ** Взаимоотношения со взрослыми,132 *,232 ** Взаимоотношения со сверстниками,157 **,194 ** Правила,208 **,237 ** Культурное развитие,316 **,285 ** Коммуникация,358 **,352 **
Анклета социального и эмоционального развития ребенка
Профили социального и эмоционального развития ребенка Средний балл класса
Поведенческий опросник для учителя Направлен на диагностику СДВГ (DSM-V) (гиперкинлетическое растройство по МКБ-10); 21 вопрос, касающийся способности сосредоточиться и умения удерживать внимание в учебных делах ; Проводится один замер в конце учебного года; Не являлется основой для постановки диагноза
Дальнейшие исследовательские планы Валидизация инструмента iPIPS; Выявление факторов, влияющих на прогресс ребенка в течение первого года обучения; Связь поведенческих характеристик с особенностями социального и эмоционального развития и с семейным контекстом; Связь личностных характеристик ребенка с успехами в чтении и математике.
Центр мониторинга качества образования Институт образования НИУ Высшая школа экономики Карданова Е.Ю. Орел Е.А