Актуальные вопросы антимонопольного контроля и тарифного регулирования Васильев Дмитрий Андреевич Заместитель начальника Управления антимонопольного и тарифного регулирования в электроэнергетике и теплоснабжении ФАС России
В рамках действующей процедуры конкурентных отборов мощности ФАС России: - установлен перечень зон свободного перетока с предельным уровнем цен (приказ от /15); - опубликован перечень субъектов, занимающих доминирующее положение, в чьи обязанности входит подача ходатайств в целях участия в КОМ.
В случае если новые правила КОМ не будут приняты ближайшее время, то в начале сентября: - начнутся отборы мощности по текущим правилам; - будут выданы решения по ходатайствам, будут выданы предписания; - сохранятся уровни «price cap», которые были в этом году (133 и 144 тыс. руб в первой и второй ценовой зоне).
Новые правила и особенности проведения отборов мощности долгосрочность (предусмотрено проведение КОМ в два этапа: на 2016 год и на ); - первый этап заканчивается 30 октября; - второй этап заканчивается 15 декабря. Со следующего года КОМ будет проводится не позднее 15 сентября.
Расширение границ рынка до ценовой зоны - отборы проводятся по ценовой зоне оптового рынка, цены складываются по ценовой зоне; - данные изменения улучшают условия конкуренции на рынке, особенно в условиях избытка мощностей. (КОМ Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Введение механизма «эластичного спроса» и предельного уровня цены как функции, обратной от предложения: - фактически вводится новый прайс-кип для первой и второй ценовой зоны оптового рынка; - прайс-кип и его уровень наклона определяется Правительством РФ. Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Особенности «прайс кипов»: - установлены выше текущих уровней: и рублей для Первой и Второй ценовой зоны; - эффект конкуренции должен оказывать давление на цену в сторону снижения; - потенциальное снижение цены зависит от объема дополнительной генерации сверх объема, необходимого в каждой ценовой зоне. Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Особенности для «вынужденных» генераторов: - к 1 февраля 2016 года будут подготовлены предложения по проведению замещающих мероприятий для «вынужденных» генераторов; - введение требования о более «осознанном» решении (заключении) региона по «вынужденным» генераторам; - ограничение динамики тарифов «вынужденных» генераторов тарифами 2015 года; - распределение финансовой нагрузки «вынужденных» генераторов по теплу на регион. Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Подача ходатайств в ФАС России: - до 15 сентября будут опубликованы перечни доминирующих субъектов, которые должны подавать ходатайства; - ходатайство направляется в течение 15 дней (до 30 сентября); - ходатайство рассматривается в течение 27 дней; - к ходатайству могут быть выданы дополнительные требования; - неподача ходатайства влечет обязательное ценопринимание при участии в КОМ. Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Возможность отмены КОМа: - отмена КОМа возможна в случае выявления признаков манипулирования ценами на оптовом рынке; - предложение об отмене КОМа направляется в Наблюдательный совет Совета рынка не позднее 15 рабочих дней после публикации результатов СО (ориентировочно до ноября); - проводится повторный КОМ, заявки «манипуляторов» корректируются до уровня нижней точки, определенной Правительством РФ. Новые правила и особенности проведения отборов мощности
Конкурентные отборы мощности и зоны свободного перетока (ЗСП) ЗСП Второй ценовой зоны ОРЭМ ЗСП Первой ценовой зоны ОРЭМ
Карта «зон ограниченной конкуренции» в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности
Многолетние споры ФАС России и ФСТ России закончились 21 июля 2015 год был подписан указ Президента РФ 373 об упразднении ФСТ России
Что предусматривает объединение? 1. ФСТ России упраздняется с ; 2. Функции ФСТ России передаются ФАС России с ФАС России – правопреемник ФСТ России 4. Формирование до новой структуры ФАС России. Объединение не предусматривает объединение «РЭКов» и территориальных органов ФАС России.
«Четвертый» антимонопольный пакет (проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» 135 –ФЗ и иные НПА)
Проект Федерального закона Название проекта: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации; Сроки принятия: Второе полугодие 2015 года
Граждане? Куда Вы? Законопроектом вносятся изменения в часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предусматривающие исключение из сферы антимонопольного регулирования действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Четвертый антимонопольный пакет Существенно расширяются институты предупреждения и предостережения Сфера их распространения: - действия органов власти; - недобросовестная конкуренция; - другие составы злоупотребления доминирующим положением. До возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ФАС России будет направлять предупреждения бизнесу и органам власти о прекращении недопустимых действий.
ФАС – орган предупредительного контроля С введением института предупреждения: ! Бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов; ! ФАС – возможность возбуждать дела только после отказа хоз субъектов исполнять предупреждения; ! Потребители – возможность эффективно и оперативно защитить свои права; ! Для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел.
Либерализация законодательства Президиум ФАС России наделяется полномочием по пересмотру решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если: - такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, - либо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Процедурные изменения: - законопроектом предусматривается возможность проведения заседаний комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства путем видеоконференц-связи; - подача ходатайств через интернет.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas fas_rf (eng) 22