ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ
Качество Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям: - способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям экономики и населения; - быть стабильными; - учитывать современные достижения науки и техники, основные направления технического процесса и мирового рынка; - характеризовать все свойства продукции, определяющие ее качество; - поддаваться оценке на всех стадиях жизненного цикла изделия (маркетинг, проектирование, изготовление, эксплуатация или применение).
Принципы качества: -полнота состава показателей качества продукции; -управляемость процессами создания и применения продукции по показателям качества; - агрегируемость показателей (единичный, комплексный и интегральный показатели качества).
Показатели качества Функциональные Технический эффект Надежность Эргономичность Эстетичность Ресурсосберегающие Технологичность Ресурсоемкость тех. процесса Природоохранные Экологичность Безопасность
Количественная оценка показателей качества продукции производиться с целью: выбора наилучшего варианта продукции; повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование; оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве; определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации; определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.
Методы оценки показателей качества продукции : измерительный; расчетный или аналитический; статистический; экспертный; органолептический; социологический.
ISO 9000 ISO это серия международных стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих в компании процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг. ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основы и Словарь ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководящие указания ISO 10011:1991 Аудит систем менеджмента качества Стандарт ISO 9001:2008 В новой версии стандарта: не содержится новых требований; добавлены разъяснения к существующим требованиям; изменения носят главным образом редакционный характер; внесено несколько изменений, направленных на повышение совместимости с ISO14001:2004. После 14 ноября 2010, любая существующая сертификация на соответствие ISO 9001:2000 не будет действительна;
Основные принципы менеджмента качества Основные принципы менеджмента качества: 1. Ориентация на потребителя. 2. Лидерство руководителя. 3. Вовлечение работников. 4. Процессинговый подход. 5. Системный подход к менеджменту. 6. Постоянное улучшение. 7. Принятие решений, основанных на фактах. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Преимущества ISO 9000 в конкурентной борьбе возрастание шансов на успех при участии в тендерах, конкурсах и при заключении контрактов, где заказчиком является зарубежная компания или государственное ведомство; увеличение доверия со стороны инвестиционных, страховых, юридических и др. компаний в процессе предпринимательской деятельности (например, меньше проверок или легче получить сертификат на продукцию при наличии ИСО 9000); повышение имиджа компании, а, следовательно, установления более стабильного и прочного положения на рынке; повышение эффективности производительных процессов при улучшении качества продукции; возможность сотрудничать с западными компаниями, т.к. почти всегда для входа на западный рынок требуется сертификат ISO 9000
Статистические методы оценки управления качеством продукции Анализ качества Регулирование тех. процессов Контроль качества Оценки качества
ISO ISO Риск-менеджмент – Принципы и рекомендации, который призван помочь организациям любых размеров, эффективно управлять рисками. ISO ISO Риск- менеджмент – Методы риск менеджмента ISO ISO это серия международных стандартов по управлению окружающей средой, спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента. Стандарт серии ИСО Стандарт серии ИСО "Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" - устанавливает требования к системе управления окружающей средой.