«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
Advertisements

На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Данная презентация Microsoft Office PowerPoint может быть использована на уроках литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Автор и его герой. История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Герой нашего времени
Лермонтов в детском возрасте Неизвестный художник Лермонтов в штатском сюртуке Художник П.Е. Заболотский Люблю я больше год от году,
Транксрипт:

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов) Понять - это и есть цель нашего урока.

Обратимся к композиции романа Кто рассказывает историю Печорина? Кто рассказывает историю Печорина?

Максим Максимыч – штабс- капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в «странностях» своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга. Максим Максимыч – штабс- капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в «странностях» своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.

Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально- культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина «…видел…только раз…в жизни на большой дороге» Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально- культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина «…видел…только раз…в жизни на большой дороге» Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного. А где же автор? Почему он как бы уходит за кулисы? Повествования, «передоверяет повествование посредникам? А где же автор? Почему он как бы уходит за кулисы? Повествования, «передоверяет повествование посредникам?

Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? Сюжет – совокупность событий художественного произведения. Сюжет – совокупность событий художественного произведения. 1. «Бэла» /4/ 1. «Бэла» /4/ 2. «Максим Максимыч» /5/ 2. «Максим Максимыч» /5/ 3.«Предисловие «Журналу Печорина»/6 3.«Предисловие «Журналу Печорина»/6 4. «Тамань» /1/ 4. «Тамань» /1/ 5. «Княжна Мери» /2/ 5. «Княжна Мери» /2/ 6. «Фаталист»/3/ 6. «Фаталист»/3/

Восстановите хронологический порядок событий. «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт –Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт –Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; «Княжна Мери»: 10 мая -17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведён в крепость под начальство Максима Максимыча; «Княжна Мери»: 10 мая -17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведён в крепость под начальство Максима Максимыча;

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

Восстановим картину, сделанных Лермонтовым, «хронологических смещений» Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развёртываются от начала изображаемой цепи событий к её середине. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развёртываются от начала изображаемой цепи событий к её середине.

Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы

Сюжетом становится «история души человеческой» Сюжетом становится «история души человеческой» Лермонтов даёт нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник Лермонтов даёт нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Офицер- повествователь. Офицер- повествователь. «Наблюдения ума зрелого над самим собою». «Наблюдения ума зрелого над самим собою».

В.Г.Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор: иначе вы прочтёте две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» В.Г.Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор: иначе вы прочтёте две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать»

М.Ю.Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе М.Ю.Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе

Домашнее задание: 1. Чтение романа 1. Чтение романа 2. Анализ композиции романа. 2. Анализ композиции романа.