Районный конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество В.Ф. Тендрякова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема воспитания в повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши»
Advertisements

«Так это было на земле…" (по рассказу В. Тендрякова «Пара гнедых»)
АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920–1983), русский писатель. Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой.
Внеклассное чтение Анатолий Алексин. Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) - русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье.
«Анализ текста как подготовка рабочих материалов к сочинению- рассуждению (части С)» Осмысление текста (по Владимиру Тендрякову). Аргументация суждения.
Абрамов Фёдор Александрович ( ). Родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье.
Муста́й Кари́м
«Любовь – это творчество...». Детство и юность В. П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Его родители.
Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда») Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»)
(12 февраля(12 февраля февраля 1977) февраля 1977.
Биография и творчество Белова Василия Ивановича Яо ЛаньСи, студент бакалавриата 4 курса специальности «Русский язык (как неродной) и литература» Школы.
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель. Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе,
Из литературы Вятского края 20 века Творчество В. Н. Крупина Автор: Чайникова В.В., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ.
«Человеком надо быть всегда…» по рассказам Е. В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В. Н. Крупина «А ты улыбайся!» Слайд 1.
Тема «отцов» и «детей» в современной литературе Республики Коми Т.Ломбина, Е.Габова, Н.Куратова.
...ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ НИКОГДА НЕ ПОХОЖ НА ДЕНЬ МИНУВШИЙ, ДА И ПРОШЛОЕ ИЗ ЖИЗНИ НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ. ОНО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ЕГО, И ТАК ИЛИ ИНАЧЕ.
ГУ «Пешковская СШ» ОО Фёдоровского района» Тема: «Становление личности в произведениях казахской и русской детских литератур»
«Деревенская проза» Василия Шукшина.. Василий Макарович Шукшин.
Виктор Фёдорович Потанин советский и российский писатель, публицист.
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Районный конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество В.Ф. Тендрякова

Биография В.Ф.Тендрякова Творчество В.Ф.Тендрякова Источники Автор работы

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома

В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии).

В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем- «деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический».

Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»).

«Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу. Тендряков автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не решило»).

В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно- религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории.

В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтическог о идеала с реальной действительно стью.

В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)

В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.

Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» 1970, «Пара гнедых» 1971, «Параня» 1971), репрессий («Охота» 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» 1974) и др. Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы.

Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий. Первоначальное название романа «Евангелие от компьютера» отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ». Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.

Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.

Скончался Владимир Фёдорович Тендряков в Москве от инсульта 3 августа 1984 года.

сайта ru.wikipedia.org/wiki Большая советская энциклопедия Б.Н.Бараков. Выдающиеся вологжане: В.Ф. Тендряков // Выдающие вологжане: Биографические очерки. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005.

Меринова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ им.Привалова И.М. с.Алмазово Балашовского района Саратовской области