Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов Шарыгина Эльза Альбертовна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия г. Советский
Что такое мастер-класс? Мастер – класс – это форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана, применения их всеми участниками занятия.
Цель мастер-класса: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас». Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах. Продолжительность мастер-класса от х часов до 2-3-х дней. Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. В чем особенность мастер-класса?
КРИТЕРИИ отбора материала для мастер- класса: актуальность предлагаемой проблемы или исследования; практическая значимость результатов реализации представленной работы; технологичность и новизна разработанной учителем или адаптированной им методики; направленность проекта исследования или программы мастер-класса на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога; способность учителя к глубокому профессиональному анализу своего представленного опыта; умение педагога моделировать содержание обучения и обосновать выбранные методы, приемы и формы организации образовательного процесса.
Алгоритм технологии мастер – класса 1. Презентация педагогического опыта мастера 2. Представление системы занятий 3. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми 4. Моделирование 5. Рефлексия
Структура мастер-класса 1-й шаг. Выделение проблемы 2-й шаг. Актуализация знаний 3-й шаг. Объединение в группы 4-й шаг. Работа с материалом 5-й шаг. Представление результатов работы. 6-й шаг. Анализ проведенного занятия (педагогом- мастером; руководителем мастер-класса); вопросы участников к мастеру по проведенному занятию; общая дискуссия; заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. 3-й -6-й шаг. Обсуждение и корректировка результатов работы.
Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса? Эксклюзивность Прогрессивность Технологичность Интерактивность Мотивированность участников Проявление творческой активности Оптимальность Профессионально-личностные качества педагога-мастера
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Бернард Шоу