Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Колокольчик» города Заринска «Приобщение детей к истокам национальной культуры через выстраивание детско-родительских отношений» » Тагильцева Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель Тел. 8(38595) , ЗАРИНСК 2015
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «Основные принципы дошкольного образования: … 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; … 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.» «Стандарт направлен на решение следующих задач: 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;»
Проблемы современной семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения отчуждение современного поколения родителей от отечественной культуры, традиций, общественно- исторического опыта своего народа; преобладание материальных ценностей над духовными; личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, чувства одиночества в неполных семьях, отсутствие понимания, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшение состояния психического и физического здоровья детей; современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Условия возникновения и становления педагогического опыта. Актуальность выбранной темы Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение опыта коллег Развивающая предметно- пространственная среда ДОО Диагностика собственного опыта Подходы к теме в истории педагогики Внедрение ФГОС ДО Опыт моей педагогической династии АКТУАЛЬНОСТЬ: Приоритетом выступает западная культура, западные ценности. Материальные ценности доминируют над духовными. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. АКТУАЛЬНОСТЬ: Приоритетом выступает западная культура, западные ценности. Материальные ценности доминируют над духовными. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Результаты анкетирования родителей
Вопросы анкеты Да (%) Нет (%) Не уверен(а) (%) Оставили вопрос без ответа (%) Необходимо ли приобщения детей к истокам русской культуры? Необходимо ли родителям сохранять преемственность между поколениями? Существуют ли традиции в Вашей семье? Знаете ли Вы народные праздники? Надо ли знать народные сказки и былины? Ходите ли Вы с ребёнком в музей? Нужна ли вам помощь со стороны детского сада в данном вопросе? Примите ли Вы участие в организации детско-родительского Клуба «Посиделки»в детском саду?
Проблемное поле: большинство родителей осознают необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры, но по ряду разных причин не уделяют достаточного внимания этой проблеме. Предложение: помочь молодым родителям разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить уважать историю своей страны, чтить национальные и семейные традиции, сохранить целостность и единство семьи, как национальную черту русского народа.
Детско-родительский Клуб «Посиделки» Цель работы клуба: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), обогащение детско-родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных партнеров посредствам приобщения к традициям народной культуры. Задачи: - создать систему работы по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуры; - развивать позитивное отношение членов клуба к миру, познавательной активности и закладывать основы созидательной личности; - воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..
Условия, созданные в ДОУ музей «Русь великая»; дидактические материалы; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно- ролевых, режиссерских игр, игры- драматизации; музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.), музыкально-дидактические игры и пособия; картотека подвижных народных игр и фольклора, методическая литература; мультимедиа.
Основные принципы сотрудничества детско-родительского Клуба «Посиделки» добровольность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение педагогической этики.
Формы взаимодействия детско-родительского Клуба «Посиделки» народные праздники, традиции, посиделки; выставки; конкурсы; народные игры, забавы, обряды; консультации, обсуждение и распространение семейного опыта, изготовление сувениров, рукодельных подарков, знакомство с фольклорными жанрами; знакомство с народными игрушками и национальными куклами.
Результаты сотрудничества детско-родительского Клуба «Посиделки» Расширились представления о ценностях и многообразии народной культуры. Отмечается активный интерес, к культуре собственного народа, к его традициям. Дети отражают в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. Познакомились с культурой и традициями, спецификой народных праздников. В группах совместно с родителями был создан музей народного быта. Оформили фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад». Создали вместе с детьми картотеку подвижных народных игр и фольклора.
Информационное обеспечение 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»; 2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001; 3. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, 4,1997; 4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005; 5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004; 6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
Спасибо за внимание
Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Колокольчик» города Заринска «Приобщение детей к истокам национальной культуры через выстраивание детско-родительских отношений» Краевой конкурс «Воспитатель года Алтая-2015» Тагильцева Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель Тел. 8(38595) , ЗАРИНСК 2015