«Введение Федеральных государственных образовательных Стандартов второго поколения в практику работы школы» На основе учебно-методического комплекта «Школа России»
Д.А.Медведев
Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…
Задача современной школы – развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Новый Стандарт направлен: - на формирование счастливого, успешного, здорового ребёнка; - на развитие одарённости каждого учащегося; - на создание современных комфортных условий обучения.
Новый Стандарт поможет школьнику: - научиться учиться самостоятельно; - быть инициативным в постановке и решении новых задач; - быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений. Главное направление реализации Стандартов – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Три группы требований -требования к структуре образовательных программ - требования к результатам освоения основных образовательных программ - требования к условиям реализации основных образовательных программ
В основе Стандарта – системно-деятельностный подход, который находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Основная педагогическая задача Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов
В основу Стандарта положена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет : - систему базовых национальных ценностей; - цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности в единстве учебной и внеурочной деятельности.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.
Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как урочной, так и внеурочной деятельности. Направления внеурочной деятельности: - спортивно-оздоровительное (секция баскетбола) - художественно-эстетическое (оригами, хор девочек) - научно-познавательное (английский язык)
ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы и так называемый «портфель достижений».
формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия, как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации в целях решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции; желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Основные результаты начального образования
Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.