Контроль и оценка качества знаний учащихся по химии
виды контроля предварительный, поурочный (текущий), тематический (еженедельный), промежуточный, итоговый (рубежный, экзамен).
Переводной экзамен по химии в 8-ом классе 1-й (базисный) уровень содержит теоретические вопросы, соответствующие требованиям государственного стандарта химического образования: основные понятия, законы и теории химии; строение, свойства, получение и применение важнейших химических веществ; роль химии и химических знаний в природе, обществе и познании. Как правило, задания этого уровня включают в себя один вопрос в переводных (8-м и 10-м). 2-й (надстроечный) уровень включает в себя один вопрос, форму которого выбирает сам экзаменуемый. Он заказывает его себе, сообразуясь своим желаниям и возможностям.
тестовое; химический эксперимент; теоретическое задание на практическое применение знаний (дать характеристику химической реакции; рассмотреть условия смещения равновесия обратимого процесса; записать уравнение и охарактеризовать окислительно-восстановительный процесс; сравнить вещества или процессы; записать уравнения химических реакций для цепочек превращений и т. д.); расчетная задача.
Примерное содержание билетов Билет 7 Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах, их объяснение на основе строения атомов. Билет 8 Виды химических связей: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая. Билет 9 Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Соотношение вида химической связи и строения кристаллической решетки. Физические свойства веществ с различными типами кристаллических решеток.
Теоретические задания, требующие практического применения знаний Сравните строение и свойства атомов натрия, хлора и аргона. Сравните свойства оксидов углерода (IV) и кремния (IV). Подтвердите свои выводы уравнениями соответствующих реакций. Сравните свойства озона и кислорода. Сравните свойства гидроксидов натрия и меди (II). Запишите уравнения соответствующих реакций. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота: оксид меди (II), медь, цинк, гидроксид меди (II), оксид фосфора (V), кремниевая кислота, нитрат магния? Запишите уравнения возможных химических реакций. Дайте характеристику реакции синтеза аммиака по всем известным вам признакам классификаций химических реакций.
Химический эксперимент Получите, соберите и распознайте водород. Получите, соберите и распознайте кислород. Проделайте реакции, характеризующие свойства гидроксида натрия. Проделайте реакции, характеризующие свойства соляной кислоты. Проделайте реакции, характеризующие свойства оксида кальция. Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария. Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав сульфата меди (II). Получите гидроксид меди (II) реакцией обмена и проделайте реакции, характеризующие его свойства.
Расчетные задачи Какой объем при н. у. займут 96 г оксида серы (IV)? Какова масса 67,2 м 3 озона при н. у.? Какой объем воздуха (н. у.) нужен для получения 120 м 3 кислорода? Сколько граммов сульфата магния и миллилитров воды нужно взять для приготовления 240 г 15% -го раствора его? 5. Какое количество сульфата алюминия содержит ионов А13+?
По субъекту и объекту, выполняющему контроль, можно выделить следующие его виды Программированный; взаимный; Самоконтроль.
«Проведите анализ формулы соединения по следующему плану. Тип кристаллической решетки. Частицы узлов кристаллической решетки. Тип химической связи в веществе. Физические свойства вещества. Масса вещества количеством в 1,5 моль. Число атомов, образующих данное количество вещества
формы контроля по типу деятельности устный, письменный, Практический.
При устном опросе необходимо тщательно продумывать вопросы и их последовательность! «Углеводороды» (по курсу органической химии) такими вопросами могут быть: общая формула, нахождение в природе, тип гибридизации, характеристика химической связи, типы изомерии, наиболее характерные химические свойства. Итог такого опроса может быть оформлен в виде следующей таблицы.
виды проведения письменного контроля по химии проверочные (10-15 мин.) контрольные работы (на весь урок) - статус рубежного (тематического) контроля (норматив оптимален, если в полугодие проводится столько контрольных работ, сколько часов отпущено на изучение химии в неделю)
Как при устном, так и при письменном опросах, хороший эффект дает применение химических диктантов написание формул соединений по их названиям и наоборот диктанты по химическим уравнениям (например, «гидратация пропилена», «полимеризация хлорвинила», «гидролиз карбоната калия» …) математическим выражениям, отражающим химические закономерности (формулы скорости химической реакции, закона Вант- Гоффа, нахождения массы, количества и объема химических веществ и др.).
Практические работы позволяют осуществить контроль за сформированностью практических умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием и реактивами Например, задание «Получить гидроксид алюминия реакцией обмена и доказать опытным путем его амфотерность».
Первый уровень - репродуктивный, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений. Выполнение заданий этого уровня учащимися опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся: - знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций; - умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции); - понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций; - применение химической символики – химических знаков, формул и уравнений; - знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Второй уровень - продуктивный, предполагает: - знание и понимание формулировок важнейших химических понятий, законов и теорий; - умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ; - установление взаимосвязи между свойствами и областями применения конкретных химических веществ, а также между нахождением химического элемента в природе и важнейшими способами народнохозяйственных соединений его; - умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя.
Третий уровень – творческий, предполагает: - умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, – предполагать строение веществ на основе их свойств; - понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта); - умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты; - умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме; - умение видеть вклад химии в формирование целостное естественнонаучной картины мира.
Типология тестов Тесты открытого типа, или тесты со свободными ответами, в которых испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д., или предложить самостоятельное суждение в доказательном плане, т.е. написать своеобразную химическую миниатюру (химическое мини – сочинение). Задания этого типа составляют заключительную, наиболее высоко оцениваемую, часть тестов ЕГЭ по химии
В тестах открытого типа выделяют следующие возможные варианты заданий: задания дополнения – испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, одно из заданий части С теста ЕГЭ по химии 2006 г. «Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
задания свободного изложения – испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются (например, «Молекула фторида бора имеет плоское строение, а молекула фторида азота – пирамидальное. Почему? Дайте обоснованный ответ
задания последовательности, или тесты на завершение последовательности, в которых испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов (например, «Завершите последовательность: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ различают реакции соединения, разложения, замещения и ……).
Тесты закрытого типа, или тесты с предписанными ответами, в которых испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант. Различают следующие варианты тестов закрытого типа.
Тесты с альтернативными ответами, при выполнении которых испытуемый должен ответить «да» или «нет» (например, «Верно ли утверждение о том, что сера в серной кислоте проявляет только восстановительные свойства?).
Тесты соответствия, при выполнении которых испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков (например, большинство заданий части В тестов ЕГЭ по химии 2006 г., в частности - «установите соответствие между названиями веществ и продуктами электролиза его водных растворов: Название вещества: Продукты электролиза: 1) иодид бария а) барий, иод, вода 2)хлорид бария б) гидроксид бария, иод, водород 3)сульфат ртути (П) в) ртуть, кислород, серная кислота 4)сульфат натрия г) натрий, кислород, водород д) водород, кислород е) гидроксид бария, хлор, водород»).
Тесты с выбором одного правильного ответа, или ответы с вариантами выбора, при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов (например, это все задания части А тестов ЕГЭ по химии, в частности, - «При взаимодействии 1 моль гидроксида натрия и 1 моль углекислого газа образуется: карбонат натрия, 2) гидрокарбонат натрия, 3) оксид натрия, 4) пероксид натрия»).
Тесты с множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать, как правило, 2 и более правильных ответов из приведенного списка возможных ответов (например, это задания части В тестов ЕГЭ по химии, в частности «Гидроксид натрия взаимодействует: 1) с фенолом, 2) метиламином, 3) жирами, 4) ацетатом калия, 5) стеариновой кислотой, 6) этиловым спиртом).
Тесты исключения лишнего, или устранения лишнего элемента, («встретил лишнее – убери»); (например, «Хлорид железа (П) не получают реакцией: 1) соединения, 2) разложения, 3) замещения, 4) обмена). Тесты группирования, которые включают перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам (например, одно из заданий части А теста ЕГЭ по химии 2006 г. «Формулы только кислых солей находятся в ряду: 1) K2SO4, KOH, H2SO4, NaHSO3, 2) Cu(OH)NO3, Fe(HSO3)2, FeCl3, BaHPO4, 3) NH4HCO3, Fe(OH)Cl2, CaS, NaCl, 4) NaHSO4, CaHCO3, NH4H2PO4, KHS»).
Тесты ранжирования, которые представляяют собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке (например «расположите следующие химические элементы в порядке уменьшения их металлических свойств: хлор, кислород, сера, вор, кремний, углерод, фосфор, алюминий»).
По целевым задачам тесты классифицируют на: –тренирующие тесты (тренажеры), предназначенные для осмысления и закрепления материала, формирования знаний, умений и навыков. Тренинги имеют обязательно обратную связь с теорией и сопровождаются комментариями; –контролирующие тесты, предназначенные для оценки уровня усвоения знаний после изучения определенного фрагмента курса (не имеют прямой обратной связи, комментарии отсутствуют).
По функциям тесты классифицируют: –для предварительного, или начального контроля; –для текущего контроля, или контроля над ходом усвоения материала; –для промежуточного, или рубежного контроля; –для итогового контроля.