Индивидуальные сообщения в договорные органы ООН по правам человека: процедура рассмотрения и выполнение решений Астана, сентября 2015 Индивидуальные сообщения: роль докладчиков/рабочей группы по новым сообщениям; обеспечительные временные меры; приемлемость Управление Верховного комиссара ООН по правам человека Секция по ходатайствам и расследованиям
2 Договорные органы Комитеты – квазисудебные органы Принимают решения на основании всей информации, полученной от сторон (включая копии документов) Аргументация, включая использование юриспруденции комитета
3 Какие договорные органы? Комитет по правам человека (КПЧ) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) Комитет против пыток (КПП) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) Комитет по правам инвалидов (КПИ) Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) Комитет по правам ребенка (КПР)
4 Комитет по правам человека 2645 зарегистрированных дел (принято решение по более чем 2000 дел). Самая развитая юриспруденция и Замечания общего порядка Казахстан принял обязательства по индивидуальным сообщениям (с 2009 года)
5 Комитет против пыток 697 зарегистрированных дел (принято решение по 539 дел) Самая развитая юриспруденция в отношении обязательства не возвращать какое либо лицо другому государству если существуют серьёзные основания полагать, что ему может угрожать применение пыток (non-refoulement) (статья 3 конвенции) Казахстан сделал декларацию по статье 22 конвенции (21 февраля 2008 года)
6 Статус ратификации/договоры Договор/ страна КазахстанКиргизстан ТаджикистанТуркменистан Узбекистан МПГПП ФП 30 сент окт окт янв май сент КЛРД ст май 2008 КПП ст фев КЛДЖ ФП 24 нояб окт авг КПИФП 10 нояб. 2010
7 Зарегистрированные дела Против Казахстана – 76 дел 63 в КПЧ, 12 в КПП, 1 в КЛДЖ 12 случаев с нарушениями (5 КПЧ, 6 КПП, 1 КЛДЖ) * 41 дело против Кыргызстана, 98 – против Узбекистана, против Российской Федерации, против Белоруссии.
8 Процедура Кто может жаловаться? Любое лицо, находящиеся под юрисдикцией государства-участника, признавшего компетенцию комитетов Против какого государства? Должно признать компетенцию комитетов – факультативная процедура На что можно жаловаться? Нарушение гарантированных договором прав Должны быть соблюдены определенные условия.
9 Как подаётся жалоба ? Письменная процедура (конфиденциальная); Отсутствие устных слушаний; исключение - КПП Заявление о конкретных нарушениях договора; Запрос о принятии мер срочного характера (приостановление депортации, исполнения смертной казни – все, что может повлечь «непоправимый ущерб»; Аргументация приемлемости и обоснованности жалобы.
10 Докладчик/рабочая группа Роль Принять решение о регистрации дела Принять решение направить соответствующему государству-участнику для безотлагательного рассмотрения просьбу о том, чтобы это государство-участник приняло такие временные меры, какие комитет считает необходимыми во избежание причинения непоправимого ущерба жертве или жертвам предполагаемых нарушений.
11 Меры срочного характера Юридическое основание Правило 92 Правил процедуры КПЧ Статья 5 ФП к КЛДЖ и Правило 63 Правил процедуры КЛДЖ Правило 114 Правил процедуры КПП Правило 94(3) Правил процедуры КЛРД Статья 4 ФП к КПИ и Правило 64 Правил процедуры КПИ Цель: избежание непоправимого ущерба предполагаемой жертве Например, риск незамедлительного приведения смертного приговора в исполнение, высылка, депортация = запрос в сообщении/необходимо указать подробности
12 Ответ государства Запрос об отмене мер срочного характера (если эти меры были предоставлены Запрос о признании жалобы неприемлемой (только в течение 2 месяцев с момента регистрации) Запрос о признании того, что жалоба необоснованная
19 Основные критерии приемлемости этот же вопрос (1) Ст. 5(2)(а) ФП к МПГПП: этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования – см. оговорки (делая оговорку, государство исключает процедуру изложенную м пункте 2(а) статьи 5, в случаях, когда дело уже рассматривалось в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования
20 Основные критерии приемлемости этот же вопрос (2) Ст. 22(5)(a) КПП: этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой- либо другой процедуре международного расследования или урегулирования Включают в себя: другие договорные органы (Комитеты) ООН, ЕСПЧ, МАСПЧ, АКПЧ
26 Требования к подаче сообщений Жалоба должна быть полной Судебные решения с переводами Письменные показания свидетелей: факты Не должна содержать оригиналы документов! Доверенность (свободная форма) Составлена на одном из рабочих языков АНГ, ФР, ИСП, РУС + АРАБ/КИТ для КЛДЖ Запрос о принятии предварительных мер (особые обстоятельства срочного характера)?
27 Процедура по получении новых сообщений Секретариат может попросить предоставить дополнительную информацию – необходимы полные контактные данные заявителя/автора Решение Специального докладчика по новым сообщениям (& мерам срочного характера) Регистрация дела – присвоение номера Автор уведомлен Все документы пересылаются государству- участнику с просьбой предоставить замечания в течение определенного промежутка времени
28 Замечания государства-участника & комментарий Два месяца с момента отправки письма для того, чтобы оспорить приемлемость сообщения Шесть месяцев для того, чтобы предоставить замечания по существу и приемлемости дела (три месяца для КЛРД) Может запросить отмену мер срочного характера Все замечания государства-участника направляются автору для комментария (в течение 2 месяцев)
29 Оспаривание государством- участником приемлемости Специальный докладчик решает, рассматривать или нет приемлемость сообщения отдельно от его существа Обе стороны информируются Если вопрос о приемлемости рассматривается отдельно: Вопрос о приемлемости рассматривается в первоочередном порядке Если сообщение приемлемо, то обе стороны делают комментарии по существу Комитет примет решение по существу
30 Оспаривание государством- участником приемлемости (2) Если вопрос о приемлемости рассматривается одновременно с рассмотрением по существу: Государству-участнику дается возможность направить замечания по существу Автор может направить на свои комментарии на замечания государства (в течение 2 месяцев) Любые комментарии автора направляются государству-участнику для информации Комитет одновременно принимает решение по приемлемости и существу сообщения
31 Решения о (не-)приемлемости Комитеты/Рабочие группы рассматривают сообщения с учетом всех критериев приемлемости Если один из критериев приемлемости не соблюден, сообщение признается неприемлемым КОНЕЦ РАССМОТРЕНИЯ Возможности для пересмотра? Если все критерии приемлемости соблюдены, Комитет приступает к рассмотрению сообщения по существу
32 За более подробной информацией обращайтесь: Petitions and Inquiries Section, OHCHR Palais Wilson CH-1201 Geneva, Switzerland Fax: Fact sheet 7 (Изложение фактов 7) на Поисковая база данных juris.ohchr.org
33 ВОПРОСЫ? ?