Курсовая работа Влияние акцентуации характера на мотивацию достижений в подростковом возрасте Выполнила: студентка 2-го курса, группа До-II.8 Блохина Елена Алексеевна Научный руководитель: к.п.н., доцент ФДО МГППУ Кургинян Сергей Сергеевич
Актуальность работы Акцентуация характера имеет большое значение, так как является стержневым свойством личности, позволяющим определить характер в комплексе его черт. Исследование акцентуаций характера важно для индивидуализации процесса обучения подростков, повышения успешности в учебной деятельности, а также для улучшения социальной адаптации.
Проблема исследования Проблема мотивации является одной из важнейших проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вместе с этим как отмечал X. Хекхаузен «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации».
Состояние разработанности проблемы Исследованием мотивации занимались такие знаменитые психологи как X. Хекхаузен, В.Г. Асеев, АН Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и другие. Сложность и многогранность проблемы мотивации объясняет множественность понимания ее сущности, природы, структуры и функций мотивов.
Цель исследования: изучение влияния акцентуации характера на мотивы достижения успехов и избегании неудач у подростков. Объект исследования: акцентуации характера. Предмет исследования: влияние акцентуаций характера на мотивацию достижения.
Задачи исследования: 1. Теоретическое изучение вопроса. 2. Дать сущностную характеристику акцентуаций как психолого-педагогического явления. 3. Выделить особенности подростковых акцентуаций, возникающих на фоне определённых воспитательных воздействий. 4. Рассмотреть психологическую природу и сущность мотивации. 5. Сопоставить мотивацию и типы акцентуаций характера.
Теоретическая гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте влияет на мотивацию достижений
Теоретико-методологические основы исследования: Теоретико-методологической основой работы послужили: психологические концепции акцентуаций характера (Ганнушкин П.Б., 1933; Кречмер Э., 2003; Кербиков О.В., 1971; Леонгард К., 1968; Личко А.Е., 1983; Юнг К.Г., 1971; и др.); положения психологических концепций личности и деятельности (Ананьев Б.Г., 1968; Асмолов А.Г., 2001; Братусь К.С., 1998; Леонтьев Д.А., 1975; Рубинштейн С.Л., 1946; Шадриков В.Д., 1997; и др.).
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы
Этапы организации исследования 1. Изучение психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования; анализ современного состояние проблемы; определялись цель, объект, предмет и задачи исследования; формулировалась рабочая гипотеза 2. Теоретический анализ подходов к изучению акцентуации характера и мотивации достижений подростков сложившихся в педагогике и психологии на данный момент 3. Описание особенностей подростковых акцентуаций и сущности мотиваций. Теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, литературное оформление исследования.
Теоретическая значимость Значимость этой работы заключается в углублении рассмотрения проблемы принятии решения в подростковом возрасте с учетом акцентуации характера и правильного понимания данного явления. Новизна Новизна состоит в сравнении типов акцентуации характеров и их способности преодолевать трудности.
Благодарю Вас за внимание!