Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Филиппок» Мультимедийная разработка Непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет образовательной области «Коммуникация» Воспитатель: Юсупова Венера Фаритовна Нижневартовск
Методы и приемы -Артикуляционная гимнастика; -Рассматривание картины «Курочка и цыплята»; - Подвижная игра « Наседка и цыплята»; -Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»; -Упражнение «Подбери действие»; - Дидактическая игра «Один - много». -Артикуляционная гимнастика; -Рассматривание картины «Курочка и цыплята»; - Подвижная игра « Наседка и цыплята»; -Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»; -Упражнение «Подбери действие»; - Дидактическая игра «Один - много». Оборудование и средства ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: -Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц -просмотр мультфильма «Гадкий утенок» -наблюдение за птицами во время прогулки -проведение НОД по изображению домашних птиц -Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц -просмотр мультфильма «Гадкий утенок» -наблюдение за птицами во время прогулки -проведение НОД по изображению домашних птиц Перо, картинки с изображением домашних птиц, иллюстрации для последовательного пересказа рассказа «птичий двор», мяч, маски, костюм наседки.
Воспитательные Воспитывать доброе отношение к домашним животным, уважение к родителям, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы, понятно. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Развивающие ЗАДАЧИ Образовательные Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры, закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть птиц во множественном числе. Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Цель: выявить уровень усвоения программного материала по разделу речевое развитие, развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
Данное занятие является фронтальным обобщающим по разделу «Речевое развитие» образовательной области «Познание». В дальнейшем, с детьми продолжится работа в повседневной жизни детского сада, в самостоятельной деятельности. Использовались приемы беседа, подвижные игры, занятие по изображению птиц, наблюдения. Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников:
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в рамках федеральных государственных требований. Занятие является логически выстроенным, т. к. все компоненты занятия (три этапа) направлены на решение ведущей цели: уточнение знаний, умений, навыков. На данном этапе обучения предложенный материал, а также методы и приемы доступны для детей в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
п/п Этапы ЦельКоличество Минут 1. Организационный Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса и желания заниматься Основной Артикуляционная гимнастика Путешествие на «Птичий двор», беседа о домашних птицах Дидактическая игра «Подбери действие». Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка» Вопросы по тексту Пересказ текста рассказа, с использованием наглядной опоры. Подвижная игра «Наседка и цыплята» Вторичное чтение. Пересказ. Пальчиковая гимнастика. Дидактическая игра « Один-много» Заключительный Подведение итогов. 4 ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Виды детской деятельности Детская деятельность Формы работы Двигательная Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика Игровая Игры с правилами Коммуникативная Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление предложений Игры с правилами Познавательно- исследовательская Решение проблемных ситуаций Игры с правилами Музыкально- художественная Импровизация Чтение художественной литературы Пересказ Обсуждение
Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуально-дифференцированной оценкой педагога деятельности всех воспитанников. Дарит детям символы - сердечки. Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжении работы в режимных моментах в детском саду и дома: - для закрепления знаний детей в самостоятельной, совместной деятельности и с родителями; - для воспитания у детей интереса к познанию Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.
Вход детей в группу. Дети садятся полукругом. Приветствие. Организационный момент. (Формирование положительного эмоционального настроя). Воспитатель: Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, вашим друзьям. И поздоровайтесь, так как вам этого хочется. Посмотрите, что у меня в руках. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса и желания заниматься, учиться, играть. Организационный этап
Воспитатель показывает детям небольшое пуховое белое перышко. - Что это? (Перышко). - Какое оно – черное или белое? - Гладкое или пушистое? - Длинное или короткое? - Легкое или тяжелое? - Перышко это не простое, а волшебное: Стоит на него подуть, И оно покажет путь В какую сторону идти, Чтоб хозяина найти. - Интересно, кто хозяин этого перышка? (Ответы детей). Воспитатель. Положила перышко на ладонь вытянутой руки и протянула руку к детям: попросила всех вместе по команде подуть на волшебное перышко: «Раз, два, три – перышко лети!».
Воспитатель: Организационный этап Привело нас перышко на птичий двор. Куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем – птичий двор. А каких птиц не хватает в птичьем дворе? А теперь присядем. Воспитатель: Вспомните названия домашних птиц. (Курица, индюк, утка, петух, гуси). Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О домашних птицах). Упражнение «Подбери действия». (Цель: закреплять умение называть особенности поведения птиц). Выставляется картинка с изображением индюка. -Индюк что делает? (Болоболит, кричит, шипит, - надувается). Затем выставляются картинки с изображением утки и курицы. Аналогично подбираются действия. (Курица – ходит, клюет, смотрит, бегает, оберегает. Утка - крякает, ходит, плавает).
Чтение рассказа «Курочка». Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ « Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин. Вы его внимательно слушайте. Потом будем составлять краткий пересказ рассказа. Читается рассказ с показом по иллюстрации. - Вы слышали новое слово – заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем – заквохтала. Вопросы к детям: - Как называется рассказ? (Курочка). - Кто его написал? - Где курочка с цыплятами ходила? (По двору). - Что случилось? (Пошел дождик). - Что сделала курочка? ( На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала). - Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает). - А кто не спрятался? (Два цыпленка). - Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает). Организационный этап
Основной этап Игра «Наседка и цыплята» (под музыку). Воспитатель: Давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка – мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик – к маме бегут. Игра проводится 2 раза.
Чтение рассказа 2-ой раз. Пересказ рассказа. Воспитатель: Сейчас вы будете пересказывать рассказ Е, Чарушина «Курочка », а помогут вам иллюстрации. - Кто хочет рассказать про курочку? Предлагается, двоим детям составить краткий пересказ рассказа, с использованием иллюстраций. - Сейчас, Катя расскажет: как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, ……… продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются? Основной этап
Воспитатель. А давайте, ребята, немного отдохнем. Пальчиковая гимнастика Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней цыплятки – Желтые ребятки. Ко-ко-ко да ко-ко-ко Не ходите далеко, Лапками гребите – Зернышко ищите, Нашли толстого жука – Дождевого червяка, Выпили водицы – Полное копытце Основной этап
Воспитатель. Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить Кириллу и Карине пересказать рассказ целиком. Основной этап
Дидактическая игра «Один – много» с мячом. Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть еще в одну игру, которая называется «Один – много». Курица – много кур Цыплята – много цыплят Гусь – много гусей Утка – много уток Петух – много петухов Селезень – много селезней Гусенок – много гусят Гусыня – много гусынь
Заключительный этап Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ). Как называется рассказ? Кто его написал? А правильно ли поступили 2 цыпленка? Что с ними могло произойти? А вы слушаетесь своих родителей? - Сегодня необычный день – День Святого Валентина, я вам дарю вот такие сердечки в знак своей любви к вам, а вы дома поздравьте своих родителей с этим прекрасным днем. И всегда старайтесь слушаться взрослых. Молодцы!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Филиппок» г. Нижневартовска САМОАНАЛИЗ Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Филиппок» г. Нижневартовска САМОАНАЛИЗ Данное занятие является плановым, цель которого усвоение программного материала по разделу коммуникация. На занятии использована игровая мотивация, включающая в себя методы и приемы традиционного обучения. Сюжетно ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Занятие проводилось с детьми средней группы. Состоит из трех этапов, на каждом из которых решались определенные задачи. Задача первого этапа решалась путем создания эмоциональной обстановки и направлена на формирование интереса и желания заниматься. На втором этапе решалась основная задача - уточнение знаний умений навыков по области «Коммуникация», разделу «Речевое развитие». Детям были предложены задания на развитие умения пересказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры; знаний о домашних птицах; умений детей называть птиц во множественном числе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Филиппок» г. Нижневартовска САМОАНАЛИЗ Длительность занятия согласно требованиям Сан ПиНа "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" составила – 20 минут; во время занятия происходила смена видов деятельности, использование игрового метода позволило сделать процесс занятия доступным, привлекательным, содержательным. На протяжении всего занятия, проводилась оценка педагогом деятельности детей. В конце занятия дети оценили свою деятельность. Цель занятия достигнута, дети получили положительный эмоциональный настрой, проконтролировали свои знания, умения и навыки по разделу «Речевое развитие». Показали уровень своих знаний через самоконтроль и взаимоконтроль. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным особенностям детей. Примененные на занятии технологии способствовали развитию смекалки, зрительной памяти, формированию мыслительных операций, развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Филиппок» г. Нижневартовска