Коростелев Борис Алексеевич – директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации, член административного совета Международной ассоциации верботонального метода (МАВМ)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 1. Долгосрочная образовательная политика. 2. Принятие государственных документов: Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы.
Модель образовательной среды непрерывного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (РАННЯЯ ПОМОЩЬ)
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СИСТЕМНЫЕ БАРЬЕРЫ ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА ПРОБЛЕМА от 0 до 3 лет Получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи В России еще не сложилась целостная система ранней диагностики и комплексной коррекции с первых месяцев жизни. Система во многих регионах работает слабо, обеспечивая качественную диагностику, как правило, на более поздних этапах развития ребенка, начиная примерно с 2 -3-х летнего возраста. от 4 до 7 лет Освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным Неравный доступ к качественному дошкольному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. от 7 до 16 лет Становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка Неготовность образовательных организаций осуществлять полноценное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов (кадровые, материально- технические условия, программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования, психолого-медико-педагогическое сопровождение) Отсутствие системы профессиональной ориентации инвалидов, позволяющей адекватно оценивать их потенциальные профессиональные возможности, подбирать им доступную работу и обеспечивать их рациональное трудоустройство от 16 до 21 года Самая уязвимая категория с точки зрения места в обществе. Отмечается недостаток рабочих мест, отсутствует система профессиональной и социальной реабилитации подростков и молодых людей. «В целом не более 50% молодежи с инвалидностью получают специальное профессиональное образование и лишь % работают по специальности» Несовершенство системы профессионального образования инвалидов, социально- педагогическое сопровождение отсутствует Включение инвалидов в общественную жизнь невозможно без развитой системы их образования и профессиональной подготовки
Система непрерывного образования детей социум Система ранней помощи (диагностика и коррекция) ДОО ООО ПМПКПМПК лекотекалекотека СП О ЮРИСТЮРИСТ ДООДОО Психологические центры Психологические центры Детскаяполиклиника Детскаяполиклиника доп образование доп образование Органы опеки Органы опеки Социальные партнеры Общество инвалидов Трудоустройство инвалидов программа
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Психологические компоненты Педагогические компоненты Дидактические компоненты
МОДЕЛЬ СЕТИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ – ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ Дополнительное образование детей Образование лиц с ОВЗ и инвалидностью «План мероприятий на годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» «План мероприятий на годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от р) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ) ФЦПРО на 2016 – 2020 гг. ФЦПРО на 2016 – 2020 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от )
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ 1. правовые механизмы адекватного и ответственного выбора варианта адаптированной основной образовательной программы для ребенка-инвалида 2. организационно-управленческие механизмы (механизмы межведомственных отношений между образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты) 3. моделирование инфраструктурных компонентов и содержательного наполнения образовательной среды 4. механизмы программирования индивидуальных программ коррекционной работы, индивидуальных образовательных маршрутов, специальных индивидуальных программ развития 5. организация и осуществление педагогического (тьюторского) сопровождения 6. механизмы сопровождения и оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Благодарю за внимание ! +7(495) (495)