Психологическое сопровождение ФГОС Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта второго поколения является реализация развивающего потенциала основного общего образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В соответствии с ФГОС в учебном году педагогом-психологом МКОУ «Центр развития образования» Шамаровой Е.В. была проведена работа по мониторингу уровня развития УУД у учащихся 1-х, 2- х, 3-х классов МКОУ Долговская СОШ, МКОУ Батищевская ООШ, МКОУ Горбачевская ООШ, МКОУ Раменская НОШ. Основными направлениями данной диагностики являлись: изучение готовности первоклассников к обучению в школе, оценка уровня сформированности «умения учиться» в процессе обучения в начальной школе, а также особенностей адаптации школьников к обучению в школе. С учащимися 2-х и 3-х классов проводилась стартовая диагностика, коррекционно-развивающие занятия, итоговый мониторинг в конце учебного года. Получение объективной информации по этим направлениям исследования позволило оценить уровень сформированности у учащихся универсальных учебных действий. У некоторых учащихся в процессе работы наблюдается быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неорганизованность, что является следствием недостаточного уровня развития регулятивных функций. С каждым ребенком, имеющим трудности в обучении, была проведена коррекционная работа, в которой использовались приёмы, развивающие смысловую и слухо-речевую память, воображение, мышление, проводились занятия по снятию у обучающихся возбудимости, тревожности. Также в этом году также была проведена повторная итоговая диагностика учащихся 2-х и 3-х классов, по результатам которой можно отметить положительную динамику в овладении необходимыми для данного возраста видами деятельности. В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников учителям начальных классов рекомендуется: продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных учебных действий; проводить работу с детьми по формированию у них учебной мотивации: проведение классных часов с обозначением важности и увлекательности школьного обучения, включение в ход занятий игровых элементов (при необходимости проведение индивидуальной работы с детьми); для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат; для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно- исследовательской деятельности; для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера; постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств учащихся, лежащих в основе познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, воображения, внимания и т.д.; для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат; разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.