МБДОУ ЦРР Д/С 306
Детская книга при всей ее внешней простоватости вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство детская книжка! Л. Токмаков
Зачем ребёнку книга? Роль книги в развитии маленького ребёнка.
Детская художественная литература: Удовлетворяет потребность ребёнка в новых впечатлениях, в которых ребёнок испытывает постоянный дефицит. Удовлетворяет потребность ребёнка в новых впечатлениях, в которых ребёнок испытывает постоянный дефицит. Удовлетворяет важнейшую базовую потребность детей в познании нового. Удовлетворяет важнейшую базовую потребность детей в познании нового. «Это потребность развивающегося мозга ребёнка» «Это потребность развивающегося мозга ребёнка» (Божович Л.И.) (Божович Л.И.)
Детская художественная литература позволяет ребёнку удовлетворить потребность общении: Вступить в диалог с героем. Вступить в диалог с героем. Поставить себя на место героя или оказаться рядом с ним. Поставить себя на место героя или оказаться рядом с ним. Вступить в диалог с другими читателями по поводу прочитанного текста. Вступить в диалог с другими читателями по поводу прочитанного текста. Вступить в диалог Вступить в диалог с автором. с автором.
Развитие речи детей Художественные тексты – своеобразный образец, эталон, хранитель русского литературного языка. Художественные тексты – своеобразный образец, эталон, хранитель русского литературного языка. Художественный текст Художественный текст через язык формирует мироотношение, мировоззрение ребёнка.
Психотерапевтическая функция детской литературы В процессе восприятия художественного текста (например, сказки) ребёнок изживает свои страхи, выплёскивает отрицательные эмоции, преисполняется верой в торжество светлых начал в жизни.
Эстетическая функция литературы Ребёнок открывает для себя, что есть мир, начинает ориентироваться в смыслах человеческих отношений, мотивах поступков. Ребёнок открывает для себя, что есть мир, начинает ориентироваться в смыслах человеческих отношений, мотивах поступков. Формируется ценностное отношение к миру, к человеку. Формируется ценностное отношение к миру, к человеку. Ребёнку открывается привлекательность Добра, Красоты, Правды. Ребёнку открывается привлекательность Добра, Красоты, Правды.
«Общение с книгой для ребёнка – это познание себя» А. Линдгрен.
Основные условия литературно-художественного развития ребёнка Наличие высокохудожественных текстов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям, а также возможностям восприятия детей. Наличие высокохудожественных текстов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям, а также возможностям восприятия детей. Присутствие педагога как посредника между ребёнком и литературой. Присутствие педагога как посредника между ребёнком и литературой. Наличие развивающей художественной среды в группе, в ДОУ. Наличие развивающей художественной среды в группе, в ДОУ. Построение сотрудничества с семьёй. Построение сотрудничества с семьёй.
Критерии отбора книг для детского чтения Книги следует отбирать с учётом возрастно-психологических особенностей детей данной группы. Книги следует отбирать с учётом возрастно-психологических особенностей детей данной группы. При отборе книг необходимо учитывать индивидуальные потребности (литературные пристрастия) детей. При отборе книг необходимо учитывать индивидуальные потребности (литературные пристрастия) детей. Программа для детского чтения должна отличаться жанрово- тематическим разнообразием. Программа для детского чтения должна отличаться жанрово- тематическим разнообразием. Программа чтения для каждой возрастной группы должна носить развивающий характер, т.е. должна быть направлена на зону ближайшего развития. Программа чтения для каждой возрастной группы должна носить развивающий характер, т.е. должна быть направлена на зону ближайшего развития.
Требования к педагогу: Педагог должен уметь правильно осуществить отбор текста и продумать работу с ним. Педагог должен уметь правильно осуществить отбор текста и продумать работу с ним. Педагог должен сам любить и знать литературу. Педагог должен сам любить и знать литературу. Педагог должен уметь преподнести художественный текст детям. Педагог должен уметь преподнести художественный текст детям.
Иллюстрации В.ЧижиковЕ.Чарушин В. Сутеев В. Милашевский
Литературный центр в группе Дает возможность детям обратиться к уже знакомому тексту самостоятельно, познакомиться с новым текстом, послушать текст в аудиозаписи.
выразить впечатления от знакомого текста (или незнакомого, по иллюстрациям) через свою деятельность
О быграть, используя разные виды театров О быграть, используя разные виды театров
Некоторые идеи по организации деятельности в центре литературы ИЗДАТЕЛЬСТВО «КОЛОКОЛЬЧИК» БОЛЬШАЯ КНИГА Живые страницы
СЕМЬЯ Информационный стенд. Информационный стенд. Создание в группах мини-библиотек. Создание в группах мини-библиотек. Приглашение родителей в качестве ассистентов в Центр литературы. Приглашение родителей в качестве ассистентов в Центр литературы. Презентация детской издательской деятельности на родительских собраниях. Презентация детской издательской деятельности на родительских собраниях. Постановка совместных спектаклей. Постановка совместных спектаклей. Организация конкурсов, викторин Организация конкурсов, викторин Изготовление книжек-малышек Изготовление книжек-малышек и т.п. и т.п.