«Васюткинами тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Автор проекта: учитель русского языка и литературы Павлухина Л.А.
Этапы работы: Познакомимся с архивными «закромами» писателя. Познакомимся с архивными «закромами» писателя. Обсудим, что необходимо знать, если ты заблудился в лесу. Обсудим, что необходимо знать, если ты заблудился в лесу. Составим ассоциограмму «Как поведём себя, если заблудимся в лесу?» Составим ассоциограмму «Как поведём себя, если заблудимся в лесу?» Составим памятку, идущему в тайгу. Составим памятку, идущему в тайгу. Побываем на поляне литераторов. Побываем на поляне литераторов.
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Виктор Петрович Астафьев
История создания рассказа «Васюткино озеро» Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек. Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Что мы хотим узнать? Знание каких таёжных законов помогло главному герою благополучно вернуться домой? Знание каких таёжных законов помогло главному герою благополучно вернуться домой?
ассоциограмма Задаю детям вопрос: Как поведем себя, если заблудимся в лесу? Задаю детям вопрос: Как поведем себя, если заблудимся в лесу? заплачу Лес Разожгу костёр Позову на помощь испугаюсь
Просека юных натуралистов Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? (работа учащихся в группах)
Памятка Памятка 1. Советы идущему в лес 1. Подумай тщательно маршрут. 2. Не забудь взять компас. 3. Возьми спички для костра. 4. Захвати с собой теплые вещи. 5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы). Памятка 2 Памятка 2 Если ты заблудился Если ты заблудился 1. Не паникуй, успокойся. 2. Прекрати бесполезное движение, 3. Осмотри место, где находишься. 4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). 5. Разожги костер, приготовь пищу. 6. Подготовь из веток, травы место для ночлега. 7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Поляна литераторов Вопросы для обсуждения: Какую оплошность допустил Васютка? Какую оплошность допустил Васютка? В чём проявился практицизм главного героя, умение выжить? В чём проявился практицизм главного героя, умение выжить? Чему вы научились у Васютки? Чему вы научились у Васютки?
Используемая литература: Учебник «Литература 5 класс» /составитель Т.Ф. Курдюмова/. Учебник «Литература 5 класс» /составитель Т.Ф. Курдюмова/.