Использование ИКТ на современном уроке ШМО учителей гуманитарного цикла учитель английского языка Кошкина Г.Ф. Токи, 2013
Информационно - коммуникационные технологии - совокупность современных средств цифровой техники и программного обеспечения, информационных ресурсов, методов и моделей их использования. В «Словаре методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, под информационными технологиями понимают систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео, компьютер и Интернет.
Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как: Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой; Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно; Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения); Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.
Существует несколько основных направлений использования ИКТ на уроках английского языка: 1 Использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала – использование электронных энциклопедий и словарей: При работе с этими источниками информации учителю всегда следует обращать внимание учащихся на необходимость критически оценивать достоверность предложенной информации и при необходимости адаптировать материал. – словарь Тезаурус можно использовать при подготовке к разделу ЕГЭ «Грамматика и лексика», т.к. он дает возможность проработать не только с определением слова, но и позволяет подобрать к нему синонимы, антонимы, наглядно представить поле использования слова, что особенно удобно при работе с фразовыми глаголами и устойчивыми выражениями.
2 Участие в международных проектах личная переписка Epals – международный Интернет – проект – это содружество учителей из разных стран мира, которые хотели бы, чтобы учащиеся использовали свои знания английского языка для общения со своими сверстниками. Главная цель данного проекта – это создание безопасной среды для межкультурного обмена между школьниками. Перед участниками проекта открываются уникальные перспективы. Во-первых, это индивидуальное участие - учащиеся могут (под руководством учителя или самостоятельно) обмениваться электронными письмами со сверстниками из 200 стран. Во-вторых, существует возможность организации групповых проектов. Информация на сайте поможет учителю подобрать тот проект, который будет интересен именно для данной возрастной группы. Предложенные Интернет – ресурсы так же могут быть использованы при подготовке к разделу ЕГЭ «Письмо» - написание письма личного характера.
3 Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Вебквест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Использование веб квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб квест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы. Вебквест имеет четкий сценарий. Следуя намеченному плану, учащиеся самостоятельно проходят все этапы исследования. Главным преимуществом веб квеста перед такими заданиями на основе ресурсов Интернета как тематический список ссылок (Hotlist)является реальная экономия времени: ученикам не требуется время для поиска подходящих сайтов – они заранее подобраны авторами – разработчиками проекта. Это позволяет преподавателю интенсифицировать учебный процесс и более рационально использовать время на уроке. Более того, учитель вполне может рассчитывать на то, что в предложенных ссылках не содержится никакой «опасной» для подростков информации.
Структура веб квеста Вебквест состоит из следующих разделов: Введение - краткое описание темы веб квеста. Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб квестом. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб квесте Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб квест. Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб квеста. Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб квест. Подробное описание и правила создания собственного проекта:
4 Тестирование знаний учащихся. - (Знания учащихся оцениваются по международной шкале в режиме on-line. Формат заданий совпадает с форматом ЕГЭ и может быть использован при подготовке к разделу «Лексика и грамматика»- задания на множественный выбор). - большой выбор уже готовых тестов разного типа и уровня сложности -Сайт позволяет учителям и ученикам получить доступ к тестам, выложенным в сети. В банке имеющиеся тестов можно подобрать тесты на словообразование (ЕГЭ). Педагогам также предлагаются инструкции, при помощи которых они могут составить свои собственные тесты. Главный принцип при составлении тестового задания – рациональность затрат учительского времени и сил!
5 Иллюстративный материал В Интернете можно найти аутентичный материал, который позволяет учащимся совершенствовать навыки аудирования и разговорный навыки. Кроме того, эти официальные сайты дают возможность познакомиться с культурой англоязычных стран.
Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества; знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.
В своей педагогической практике я применяю "проникающую" технологию (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов) и опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализацию. Исходя из классификации типов уроков, я применяю ИКТ, которые предполагают различные формы работы с ЦОР, такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Урок введения нового материала Использование презентаций, видеопроектора, таблицы. На мой взгляд, презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.д. Но это не доставляет никаких сложностей, если учитель умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом. Урок обобщения и закрепления изученного материала Подготовка к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций для этого предназначены программа Power Point, видеоролики, флеш- анимация. Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Используя он-лайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку.флеш- анимация
Урок – проект Этот тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.
Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия, помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку), источник идей и вдохновения. Во внеклассной работе мной используются такие ЦОР, как мультимедийные презентации, бизнес-игры по страноведению, тестирующие программы, создание видеороликов. Широко использую оболочки тестовых программ. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы: сказки, рассказы, игры, кроссворды: газеты: "The Washington Times, "The Times, темы для уроков английского языка: «Легко ли быть молодым?», «Политика страны», Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - При подготовке проектов -
"Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе. Использование ЦОР позволяет: улучшить эффективность и качество образования, ориентироваться на современные цели обучения, повысить мотивацию учащихся к обучению, использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности, учитывать страноведческий аспект, сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, реализовать индивидуальный подход, усилить самостоятельность школьников, повысить качество наглядности, облегчить труд учителя. Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников, находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса, экономить время для речевой практики, организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников, заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний. Электронные учебные пособия помогают ученикам развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты, самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, приобрести навыки работы с компьютером, основательно подготовиться к ЕГЭ.
Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка. Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ: недостаточная степень оборудования школы, недостаточное количество ЦОР, многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, большинство учеников имеют доступ в Интернет только в школе, многие учителя имеют доступ в Интернет только в школе. Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Готовые ЦОР - портал портал "Методисты.ру" (группа "Преподавание английского языка в школе") портал "Методисты.ру""Преподавание английского языка в школе" - портал "Сеть творческих учителей" (сообщества "Учителя английского языка", "Английский язык в начальной школе") портал "Сеть творческих учителей""Учителя английского языка"Английский язык в начальной школе - интернет-государство "ИнтерГУ.ru" интернет-государство "ИнтерГУ.ru" Из портфолио
Авторские материалы - 3 сайта "Записки "англичанки" "Современный урок английского языка" "Грамотеи" -2 блога "Кабинет английского языка" Блог "2 х 2" -26 презентаций - 1 тренажеров - 6 разработки уроков -4 разработка внеклассного мероприятия - 8 рабочих программ - 1 учебный проект «Паралимпийские игры. Лондон 2012» - 2 веб-квест -1 интерактивная книга - 4 глога (интерактивных плаката) - 5 интерактивных презентаций (Prezi.com) - 1 дистанционный образовательный проект, посвященный Зимним Олимпийским Играм в Сочи-2014 (методисты.р
Учебный проект Паралимпийские игры. Лондон 2012 разработан на на базе открытого сервиса wikispaces.com Проект направлен на исследование отношения общества к людям с ограниченными возможностями, принимающими участие в паралимпийских играх в Лондоне Паралимпийские игры. Лондон 2012 wikispaces.com Презентация об Олимпийских играх в Лондоне. Рекомендуется для всех УМК. london-2012-olympics london-2012-olympics
Интерактивный плакат Глог We are going to travel 5 класс 25 урок Интерактивная книга Zoo Burst Days of the week Webquest The Beatles
Вывод: ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делают процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основной для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер и Интернет, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером на уроке и использовать его именно тогда, когда это действительно необходимо