МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Г. Керчь
Основные положения Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. факт –> гипотеза –> теория –> знание ( истина ). Концептуальные положения ( по Д. Дьюи ) Алгоритм проблемного метода :
Условия успешности проблематизация учебного материала ( на основе удивления и любопытства ); активность ребенка ( знания должны усваиваться « с аппетитом »); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление. это " вопросное состояние ", психологический дискомфорт.
Проблемное изложение На этапе ознакомления с тем или иным явлением, когда учащиеся не могут установить необходимые ассоциативные связи использование загадок и т. п.
Создание проблемной ситуации 1. После краткого объяснения надо найти закономерности в указанных явлениях, объектах. 2. После объяснения без примеров задание – объяснить какое - либо явление или объект. 3. После изложения некоторых фактов задание – провести группировку / систематизацию их с целью формулирования основополагающего принципа. 4. В конце урока следует сформулировать основную мысль новой темы. 4. Размышления над актуальными проблемами современности. 5. Разрешение противоречий.
Поисковая ( эвристическая ) беседа Система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся Проблемно - реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские Особенность - непредопределенность результата, который могут дать исследования