Византийское наследие и архитектурные особенности собора Святой Софии в Киеве Презентация Хайруллиной Алины, 10 « б »
Собор Святой Софии расположен в центре Киева. Это основное культовое сооружение Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого ( гг. Софийский собор стал первым украинским памятником архитектуры, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История возникновения этой церкви очень запутана и не до конца ясна По одной версии, строительство Софийского собора было начато Владимиром I Святославичем, по второй – церковь была построена при его сыне, Ярославе Мудром, приблизительно в период годах. " Новгородская первая летопись " гласит, что Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 году. В то же время, " Повесть временных лет " рассказывает о том, как Ярослав заложил церковь святой Софии в 1037 году. Возможно, возведение собора велось в два этапа, но достоверно то, что в 1051 году в нем уже был первый митрополит.
Общепринятая версия гласит о том, что Софийский собор в Киеве был построен в честь главного храма греческой церкви - Константинопольского собора Богоматери - Оранте, олицетворением которой была София ( премудрая ). Место для храма было выбрано символичное – именно здесь в 1036 году в битве с печенегами киевляне одержали победу, а в 1037 году Ярослав Мудрый заложил собор, одноименный с великим Константинопольским Софийским собором.
Оценивая технические приемы, использовавшиеся при строительстве Софийского собора, а также некоторые архитектурные особенности, можно предположить, что строительством занимались греки, прибывшие из Константинополя. В здании храма отчетливо проступают традиции византийского зодчества, но с некоторыми нюансами.
На византийскую архитектурную школу указывают и две лестничные башни, ведущие на хоры и гульбище – так называлась плоская кровля храма. Во время богослужений на хорах располагался великий князь с семьей и приближенными особами. Когда богослужений в храме не было, возможно, на хорах князь принимал послов, решал различные государственные вопросы. На хорах также хранилось собрание книг, принадлежавшее Софийскому собору.
Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
В результате реставраций и перестроек XVIIXVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами ( всего сейчас их 19). Собор был побелен, однако оставили открытыми те места, где лучше всего видна древняя кладка. Прежняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.
Спасибо за внимание!