Составила : С. А. Аксарина, заместитель директора по воспитательной работе Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» 2015 год
В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали, формирование основ нравственного самосознания личности (совести); принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали, формирование основ нравственного самосознания личности (совести); принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В области формирования социальной культуры : формирование основ российской гражданской идентичности ; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество ; формирование патриотизма и гражданской солидарности ; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. В области формирования социальной культуры : формирование основ российской гражданской идентичности ; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество ; формирование патриотизма и гражданской солидарности ; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
В области формирования социальной культуры : формирование основ российской гражданской идентичности ; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество ; формирование патриотизма и гражданской солидарности ; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. В области формирования социальной культуры : формирование основ российской гражданской идентичности ; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество ; формирование патриотизма и гражданской солидарности ; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Методологическая основа организации воспитания Системно-деятельностный подход Аксиологический подход Развивающий подход
Источники формирования ценностей Содержание общеобразовательных дисциплин; общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино; произведений искусства и кино; традиционных российских религий; традиционных российских религий; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей малой родины; истории, традиций и современной жизни своей малой родины; истории своей семьи; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. других источников информации и научного знания.Содержание общеобразовательных дисциплин; общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино; произведений искусства и кино; традиционных российских религий; традиционных российских религий; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей малой родины; истории, традиций и современной жизни своей малой родины; истории своей семьи; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. других источников информации и научного знания.
воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей; воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию; стиль жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации ( семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций ). педагогически целесообразная форма приведения в соответствие разнообразных видов ( учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально - коммуникативной, творческой и др.) и уровней ( урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной ) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию ; в ситуации полисубъектности воспитания и социализации деятельность должна быть согласована, и школе принадлежит ведущая роль в этом согласовании.
урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность
игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Образовательные учреждения Образовательные учреждения дополнительного образования детей Детские общественные организации Организации культуры и спорта В период каникул : тематические лагерные смены летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей
Образовательное учреждение Учреждение культуры, спорта Учреждение дополнительного образования Совместная программа деятельности
Результат Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. (фактический результат), (воспитательный результат). Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
3- й уровень результатов 1- й уровень результатов 2- й уровень результатов
Комплексные образовательные программы Тематические образовательные программы Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности Индивидуальные образовательные программы для учащихся