Повышение качества преподавания русского языка и литературы как основа формирования коммуникативных компетентностей учащихся Кукленко Е.С., преподаватель ХОНМИНО
Ведущее направление в обучении русскому языку Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетентности. Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетентности. Ориентация на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие школьника. Ориентация на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие школьника.
«Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.» «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.» В.И. Чернышев, выдающийся лингвист, методист
Составляющие коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность включает в себя говорение, чтение, слушание, письмо, понимание информации, способность к внешкольной и внеклассной деятельности. Коммуникативная компетентность включает в себя говорение, чтение, слушание, письмо, понимание информации, способность к внешкольной и внеклассной деятельности.
Элементы системы формирования и развития коммуникативных навыков учащихся Отбор дополнительного теоретического материала. Отбор дополнительного теоретического материала. Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей. Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей. Активизация познавательной и практической деятельности учащихся. Активизация познавательной и практической деятельности учащихся. Организация работы с родителями. Организация работы с родителями. Внеклассная робота. Внеклассная робота. Кружковая и факультативная работа. Кружковая и факультативная работа.
Уровни коммуникативной компетентности Первый уровень – неосознанная компетентность. Первый уровень – неосознанная компетентность. Несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя.
Уровни коммуникативной компетентности Второй уровень – репродуктивная компетентность. Второй уровень – репродуктивная компетентность. Предполагает наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять.
Уровни коммуникативной компетентности Третий уровень – продуктивная компетентность. Третий уровень – продуктивная компетентность. Достаточное владение учениками лингвистическими умениями, методами синтеза, анализа,сравнения,обобщения.
Уровни коммуникативной компетентности Четвертый уровень – творческая компетентность. Четвертый уровень – творческая компетентность. Способность к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Способность к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ориентация на взаимопомощь, на партнерство. Ориентация на взаимопомощь, на партнерство.
Формирование КК на уроках русского языка Наряду с имитационным методом усвоения речи использовать стимулятивно-мотивационный метод. Наряду с имитационным методом усвоения речи использовать стимулятивно-мотивационный метод. Ситуативные упражнения как средство формирования коммуникативных умений и навыков. Ситуативные упражнения как средство формирования коммуникативных умений и навыков.
Формирование КК на уроках литературы Посредством читательского (литературного) высказывания. Посредством читательского (литературного) высказывания.
Характеристика личности школьника Коммуникабельность. Коммуникабельность. Способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию. Способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию. Владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.