ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Тема 4
Финансовое прогнозирование в реализации финансовой политики хозяйствующего субъекта 2
Вопросы 3 1. Понятие финансового прогнозирования. 2. Финансовый план как раздел бизнес- плана компании. 3. Прогнозирование на основе процента от продаж. 4. Прогнозирование устойчивых темпов роста. 5. Прогнозирование вероятности банкротства.
Понятие финансового прогнозирования Вопрос 1 4
Финансовое прогнозирование Исследование и разработка возможных путей финансового развития компании Система качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов, источников их формирования в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды Определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей Сосредоточение на наиболее вероятных событиях и результатах Хозяйствующие субъекты пытаются предвидеть возможные негативные последствия их деятельности. 5
6 Задачи финансового прогнозирования хозяйствующего субъекта 1. Определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде. 2. Поиск источников формирования и направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов. 3. Оценка экономических и финансовых перспектив компании в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов финансово-хозяйственной деятельности. 4. Формирование обоснованных выводов и рекомендаций относительно рациональной финансовой стратегии и тактики действий менеджмента. Финансовая стратегия должна быть направлена на достижение финансовой и рыночной устойчивости компании.
7 1.Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего фирмы менеджером. 2. Поисковое прогнозирование. Виды: Традиционное, экстраполятивное прогнозирование Новаторское, альтернативное прогнозирование 3. Нормативное (целевое) прогнозирование. Основные типы финансового прогнозирования
8 1. По времени 2. По объекту финансового прогнозирования 3. По типу прогнозирования Классификация финансовых прогнозов 4. По способу представления результатов 5. По характеру воздействия на будущее компании 6. По степени вероятности наступления будущих событий
9 Первая группа: количественные методы А. В зависимости от набора показателей Б. В зависимости от вида используемой модели: Стохастические методы (вероятностный характер прогноза и связи между показателями): Простой динамический ряд (зависимость объема производства от года и т.п.) Авторегрессионная зависимость (модель Дюпона: экономические процессы отличаются взаимозависимостью и инертностью) Многофакторный регрессионный анализ (бета-коэффициент) Детерминированные методы Методы пропорциональных зависимостей (прогнозирование на основе процента от продаж) Балансовая модель прогноза (типы финансовой устойчивости) Вторая группа: качественные методы А. Коллективные методы (комиссия, мозговая атака, экспертные оценки). Б. Индивидуальные методы (опросы, сопоставление сценариев). Методы
Финансовый план как раздел бизнес-плана компании Вопрос 2 10
11 Финансовые прогнозы практичны, когда проработаны производственные и маркетинговые решения для воплощения прогноза в жизнь. Финансовый план (прогноз) формирует цели и критерии оценки деятельности компании дает обоснование выбранной стратегии показывает пути достижения поставленных целей. Прогноз – это расчет будущего уровня финансовых переменных: величины денежных средств, размера фондов или их источников. Прогнозы и планы могут иметь различный уровень детализации. Составление комплекса этих документов широко используемый подход в практике финансового прогнозирования. Финансовый план
1. прогноз финансовых результатов (доходов и расходов, прибылей и убытков) 2. прогноз движения денежных средств 3. прогнозный баланс Финансовый раздел бизнес-плана 12
первый прогнозный документ в структуре бизнес-плана отражает производственную деятельность компании, ее результаты требует достоверных сведений о перспективах роста основных производственных показателей Прогноз финансовых результатов 13
При составлении прогноза необходимо ответить на вопросы: Уровень сбыта за прошлый год? Отношения с покупателями продукции по ее оплате? Возможен ли уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде? Базовый период позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в предстоящем периоде. Прогноз финансовых результатов 14
Можно оценить: Влияние на объемные показатели изменений качества продукции, уровня цен и спроса Величину выручки, исходя из прогнозных объемов продаж и цен на планируемый год Изменения в уровне затрат и будущую прибыль компании Прогноз финансовых результатов 15
Прогноз финансовых результатов разрабатывается на основе формы 2 финансовой отчетности. При анализе используются разные подходы: с позиций финансового учета с позиций управленческого учета с позиций налогового учета. 16 Подходы
Первый подход прибыли до уплаты налогов и процентов Earnings Before Interest and Taxes (EBIT) Россия: прибыли от операционной деятельности (прибыли от продаж). прибыли до уплаты налогов и процентов с исключением амортизации Earnings before Interest, Taxes, Depreciation, and Amortization (EBITDA) 17 Показатели:
Показатель EBIT - результат деятельности всех структурных подразделений фирмы, демонстрирует эффективность управленческих решений и бизнес-процессов Первый подход Соотношение показателей нераспределенной прибыли и операционной прибыли как источника реинвестирования. Если темпы роста нераспределенной прибыли отстают от темпов роста операционной прибыли, то очевидны внутренние потери и неэффективное управление. 18
Структурирование затрат. Они делятся на постоянные и переменные, что позволяет рассчитать показатель маржинального дохода и определить критический объем продаж (все прогнозы должны содержать деление затрат на постоянные и переменные). 19 Второй подход
налогооблагаемая прибыль прибыль от финансово- хозяйственной деятельности 20 Третий подход
Прогноз финансовых результатов Показатель, тыс. руб. Отчетный период Прогноз Выручка Затраты Налогооблагаемая прибыль Налог на прибыль Чистая прибыль, в том числе: нераспределенная прибыль дивиденды 21
Прогноз движения денежных средств Необходимо планировать и контролировать оба параметра: наличность и прибыль. В основе построения прогноза - метод анализа денежных потоков cash-flow (поток наличности, денежный поток). 22
Управление денежными потоками анализ денежного потока, расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), прогнозирование денежного потока, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджета денежных средств. Основа - данные Отчета о движении денежных средств (форма 4 финансовой отчетности). 23
. Позволяет: проанализировать текущие потоки денежных средств; оценить будущие поступления и способность компании погасить свою задолженность и выплатить дивиденды; определить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. 24 Отчет о движении денежных средств (ДДС)
.. Используется для определения : увеличения денежных средств в результате производственно- хозяйственной деятельности; способности компании оплатить свои обязательства; способности компании выплачивать дивиденды в денежной форме; величины капитальных вложений в основные фонды и прочие внеоборотные активы; размеров финансирования, необходимых для увеличения инвестиций в долгосрочные активы; способности компании получать положительные денежные потоки в будущем. 25 Отчет о движении денежных средств (ДДС)
Классификация денежных потоков по видам деятельности хозяйствующего субъекта Текущая (основная) деятельность Инвестиционная деятельность Финансовая деятельность 26
Классификация денежных потоков по видам деятельности хозяйствующего субъекта 27 «Притоки» Денежная выручка от реализации продукции в текущем периоде Авансы, полученные от покупателей Поступления от продажи бартера Погашение дебиторской задолженности «Оттоки» Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков Выплата заработной платы Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды Отчисления на соц. сферу Уплата процентов за кредит Потоки денежных средств от текущих операций компании
Классификация денежных потоков по видам деятельности хозяйствующего субъекта 28 «Притоки» Продажа основных средств, нематериальных активов Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений Возврат других финансовых вложений «Оттоки» Приобретение основных средств, нематериальных активов Капитальные вложения Долгосрочные финансовые вложения Потоки денежных средств от инвестиционных операций
Классификация денежных потоков по видам деятельности хозяйствующего субъекта 29 «Притоки» Краткосрочные кредиты и займы Долгосрочные кредиты и займы Поступления от эмиссии акций Целевое финансирование «Оттоки» Возврат краткосрочных кредитов и займов Возврат долгосрочных кредитов и займов Краткосрочные финансовые вложения Погашение векселей Потоки денежных средств от финансовых операций
Методы анализа денежных потоков Прямой ДДС в разрезе счетов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта основан на форме 4 финансовой отчетности (отчет о ДДС). Косвенный Изменения в валюте и структуре баланса компании, в ДДС и эффективности хозяйствования. Основа формирования чистого денежного потока от текущей деятельности нераспределенная прибыль (НП) + амортизация, которой нет в балансе (есть в Приложении к балансу). 30
Последовательность разработки прогноза ДДС 1 этап – определение притоков денежных средств на основе средних сроков оборота дебиторской задолженности; 2 этап – определение оттоков денежных средств на основе средних сроков оборота кредиторской задолженности; 3 этап – определение сальдо денежного потока 31
Расчет финансового цикла 32
Расчет времени обращения запасов и затрат Величина (длина) планового периода Средние остатки товарно-материальных ценностей или общая сумма производственных запасов Производственная себестоимость = 33
Расчет времени обращения дебиторской задолженности Величина (длина) планового периода Средние остатки дебиторской задолженности (до 12 мес.) (оборотные активы) Выручка от реализации Замечание: Если в структуре выручки были обороты, связанные с предоплатой, то эту часть оборота надо исключить. = 34
Расчет времени обращения кредиторской задолженности Средние остатки кредиторской задолженности Себестоимость или выручка от реализации Замечание: Если в структуре кредиторской задолженности доля задолженности налоговым органам достаточно высока, то в знаменателе лучше брать выручку. 35 Величина (длина) планового периода =
Оптимально рассчитанный ФЦ = нормативная база для расчета потребности в денежных средствах. ФЦ показывает реальное положение дел с ДДС, потребность в оборотном капитале в денежной форме. 50-ти дневный ФЦ означает отвлечение на 50 дней денежных средств из оборота.. Если ФЦ = 30 дней, и на счета компании поступает 100 тыс. руб./день, то предприятию надо иметь в обороте 3 млн. рублей. Если собственный оборотный капитал (текущие активы – текущие обязательства) 2 млн. рублей, то при сложившейся скорости оборота компании необходима кредитная линия в 1 млн. рублей Смысл показателя 36
Прогноз движения денежных средств Показатели Изменение Движение денежных средств в результате текущей, деятельности Денежные средства, полученные от покупателей+ Денежные средства, выплаченные поставщикам и персоналу- Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате текущей деятельности + (-) Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности Долгосрочные финансовые вложения+ (-) Капиталовложения(-) Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате инвестиционной деятельности + (-) Движение денежных средств в результате финансовой деятельности Кредиты, займы + (-) Дивиденды, проценты по финансовым вложениям + (-) Краткосрочные финансовые вложения + (-) Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате финансовой деятельности + (-) Чистый прирост (уменьшение) денежных средств + (-) 37
Прогнозный баланс 38 Метод прогнозирования на основе процента от продаж В основе - прямая пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и обязательств от объема продаж. Для проверки прогноза прибыли и ДДС используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Метод формальных финансовых документов или метод формул Расчет потребности компании в активах в целях увеличения объема реализации продукции и прибыли. Условие - активы возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а, следовательно, для прироста активов компании необходимы дополнительные источники финансирования.
Задача прогнозного баланса Определение структуры источников финансирования. Разница между активом и пассивом прогнозного баланса покрывается за счет дополнительных источников внешнего финансирования. Составление прогнозного баланса завершается выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования является коррекцией баланса. 39
Прогнозный баланс: расчет Активы Сумма, тыс. руб. Процент от объема продаж Пассивы Сумма, тыс. руб. Процент от объема продаж Внеоборотные активы Собственный капитал Оборотные активы Заемный капитал Всего активы Всего пассивы 40
Прогнозные темпы роста и внешнее финансирование Ожидаемый рост объема продаж, % Требуемое увеличение активов, тыс.руб. Нераспределенная прибыль, тыс. руб. Необходимое дополнительное финансирование (EFN), тыс. руб. Соотношение заемного и собственного капитала, долей
Прогнозирование на основе процента от продаж Вопрос 3 42
Линейная зависимость переменных издержек компании, определенной части активов и внутренних источников финансирования от показателя объема продаж. Цель методик – определение дополнительной потребности компании во внешнем финансировании. 1. Метод формальных финансовых документов (метод proforma) 2. Метод формул 43 Основа прогноза
Пример Условия задачи: Выручка компании в отчетном периоде – 1000 д.е. Затраты составляют 80% от продаж. Компания планирует увеличить объем продаж на 25%. В отчетном периоде прибыль распределена в следующих пропорциях: 2/3 – на реинвестирование. 1/3 – на выплату дивидендов. Определить потребность во внешнем финансировании. 44
Показатели Отчет о финансовых результатах Прогноз финансовых результатов Выручка Затраты Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (операционная прибыль) Налог на прибыль (20%) 4050 Чистая прибыль Дивиденды 53,366,6 Реинвестируемая прибыль 106,7133,4 В результате мы выходим на внутренние источники финансирования. Необходимо выяснить, сколько прибыли может быть инвестировано? Метод формальных финансовых документов Первый этап – составление прогноза финансовых результатов 45 Пример
. Активы, требующие вложений, берутся из отчетности после анализа эффективности использования активов. Используем темповый показатель – Δ V/Vo (отношение прогнозируемого роста объема продаж к отчетной выручке). Определяем потребность в финансировании с учетом одного фактора. Валюта баланса меняется пропорционально росту продаж. Потребность во внешнем финансировании – 750 д.е. Ищем источники, за счет которых эта потребность может быть покрыта. Статьи баланса ОтчетПрогноз Прирост (25%) Актив Основные средства 1800Рост должен быть, но он не нужен+450 Активы, требующие вложений 1200 Пассив 3000 Кредиторская задолженность Пример Второй этап – составление прогноза баланса (определение потребности во внешнем финансировании)
Первый источник – кредиторская задолженность (75 д.е.) Спонтанный источник финансирования, зависит от кредитной политики, от отношений с поставщиками, с бюджетом, с работниками предприятия Кредиторская задолженность будет меняться в зависимости от роста объема продаж. Второй источник – нераспределенная прибыль (126,7 д.е.) Остальные средства надо искать на внешнем рынке. Получилось: 750 – ( ,4) = 541,6 д.е. = дополнительная потребность во внешнем финансировании в связи с ростом объема продаж. Далее: детальный анализ эффективного использования компанией активов. Дополнительное условие: Анализ показал, что производственные мощности в отчетном периоде были загружены только на 70% ( внутренний резерв ). 47 Пример
Показатель расчета предельного объема производства (объем производства приравнивается к выручке): Выручка планировалась в объеме 1250 д.е. С учетом полной загрузки мощностей нет необходимости дополнительных вложений в основные средства. Основные средства по балансу составляли 1800 д.е. При условии линейной зависимости увеличение основных средств при росте объема продаж должно было составить 450 д.е. (1800 х 25%). Т.о. реальная потребность во внешнем финансировании: 541,6 – 450 = 91,6 д.е. Поиск других резервов может быть продолжен. Делается выборка активов, которые реально нуждаются во внешнем финансировании. Третий этап – принятие решения о структуре капитала Анализ, насколько привлечение конкретного источника эффективно с позиций структуры капитала. 48 Пример V предельного =1000 : 0,7 = 1429 д.е. объема отчетная коэфф. производства выручка загрузки оборудования
Расчет потребности во внешнем финансировании Дополнительная потребность во внешнем финансировании = А х ΔV/Vo – Ко х ΔV/Vo - Vi х Rо х (1-N) 49 Пример Метод формул где А – активы, требующие вложений при росте объема продаж Δ V/Vo – темповый показатель - изменение продаж (25% - темп роста объема продаж) Vi - прогнозная выручка Ко – кредиторская задолженность отчетного периода Rо – базовая рентабельность продаж (чистая прибыль/базовая выручка Vo ) (1-N) – коэффициент капитализации (N – доля прибыли, идущей на потребление)
Прогнозирование устойчивых темпов роста Вопрос 4 50
где Rа – Чистая прибыль/Активы (рентабельность активов) RR – Коэффициент реинвестирования (капитализации) Rа х RR – показывает внутренний источник финансирования К вн. = 100% х Rа х RR 1 - Rа х RR 51 Коэффициент внутреннего роста максимальный темп роста, который может позволить себе фирма без внешнего финансирования любого вида.
где Rск – Чистая прибыль/Собственный капитал RR – Коэффициент реинвестирования (капитализации) Методика учитывает эффект финансового рычага (ЭФР) – приращение рентабельности собственного капитала за счет использования заемного капитала К уст. = 100% х Rск х RR 1 - Rск х RR 52 максимальный темп роста, который может позволить себе фирма без внешнего финансирования за счет дополнительной эмиссии акций, сохраняя при этом постоянное соотношение между собственным капиталом (СК) и заемным капиталом (ЗК). Коэффициент устойчивого роста
Показатели 1 вариант Актив=1000; Пассив=1000 (все за счет СК) 2 вариант Актив=1000; Пассив = 500ЗК+500СК Выручка 2000 Затраты 1600 Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (операционная прибыль) 400 Проценты за кредит (20% в год) -100 Прибыль до уплаты налогов Налог на прибыль (20%) 8060 Чистая прибыль Экономическая рентабельность активов 40% Рентабельность СК 32%48% 53 У компании существуют два варианта выбора источников финансирования (структура баланса определена). Пример
. При привлечении заемных источников важно определить, какова цена данного источника, т.е. каков процент за кредит. При использовании 500 д.е. заемного капитала 100 д.е. придется платить за обслуживание долга. Вывод: заемное финансирование во втором варианте невыгодно, прибыль меньше. Процентные выплаты сокращают налогооблагаемую базу, они включены в расходы, возможна экономия налога на прибыль. Показатель рентабельности собственного капитала по двум вариантам: Rск-1 = Чистая прибыль = 320 = 32% СК 1000 Rск-2 = Чистая прибыль = 240 = 48% СК 500 Рентабельность собственного капитала во втором варианте выше! Экономическая рентабельность = активов (ЭР) (в %) Операционная прибыль = 400 = 40% Активы 1000 Пример 54
. Разница между двумя показателями рентабельности – 16% – это эффект финансового рычага, который получит фирма, используя заемный капитал: ЭФР = (ЭР – СП%) х (1-СН) х ЗК/СК = (40%-20%) х (1-0,2) х 500/500 = 16%, где ЭР – экономическая рентабельность активов СП% - ставка за кредит СН – ставка налога на прибыль 55 Пример
. Вопрос : почему при использовании заемного капитала нам удается сохранить прежнюю структуру капитала? Ответ : За счет использования дешевого заемного источника мы зарабатываем дополнительную прибыль. С каждого рубля собственного капитала мы получаем приращение прибыли в 16 коп. В основе ЭФР лежит показатель рентабельности собственного капитала. 56 Пример
Модель Дюпона (пофакторного распределения показателей) Вспомним, что Rск = Чистая прибыль/Собственный капитал От чего зависит рост доходности фирмы? От роста объема продаж. Осуществим следующее преобразование: Соотношение чистой прибыли к объему продаж – это рентабельность продаж, а объема продаж к собственному капиталу – показатель оборачиваемости собственного капитала. Чем быстрее будет оборачиваться собственный капитал, тем меньше потребуется дополнительных источников финансирования. Чистая прибыль Х Объем продаж = СК Объем продаж = Чистая прибыль х Объем продаж Объем продаж СК 57 Пример
1. Рентабельность продаж. 2. Дивидендная политика фирмы. 3. Оборачиваемость капитала (объем продаж к СК). 4. Структура капитала (соотношение СК и ЗК). 58 Факторы, обеспечивающие устойчивые темпы роста
Зачем нужны коэффициенты? Если темпы роста объема продаж соответствуют коэффициенту устойчивого роста, фирма обеспечит себе устойчивый рост в будущем. Если темпы роста объема продаж ниже коэффициента устойчивого роста, у фирмы будет накапливаться свободная прибыль. Если темпы роста объема продаж выше коэффициента устойчивого роста, фирме потребуется дополнительное внешнее финансирование. 59