Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Русский язык 3 класс 4 Определять возможный состав слова. Выбирать несколько правильных утверждений. 5 Подбирать родственные слова. на основании знания признаков родственных слов находить группу родственных слов. 1 Определять алфавитный порядок слов. 12 Находить грамматическую основу простого двусоставного предложения 11 Характеризовать предложение по цели высказывания и по интонации 9 Определять род имен существительных 7 Находить заданную орфограмму в словах 13 Различать словосочетания и грамматическую основу предложение. находить в предложении словосочетания. 2 Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Группировать слова по заданному основанию. 3 Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие. парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие. парные/непарные звонкие и глухие 6 Разбирать слова по составу, соотносить слова и схему состава слова, находить слова, соответствующие схеме. 14 Составлять план прочитанного текста 8 Находить орфографическую ошибку 10 Определять род имен существительных 15 Определять основную мысль текста. Выражать собственное мнение о прочитанном тексте. Записывать небольшой связный тест.
Н. Ф. Талызина утверждает, что о знаниях судят по выполнению учеником каких-либо действий с этими знаниями, так как знания всегда существуют в нерушимой связи с теми или иными нашими действиями (умениями). Одни и те же знания могут функционировать в большом числе весьма разных действий. Именно этим и объясняется относительность знаний. Качество знаний зависит от особенностей той познавательной деятельности, в которую они включены. Именно поэтому в содержании обучения необходимо выделить систему знаний, подлежащих усвоению, а также две группы способов деятельности – одна группа специфических для предмета способов действий, вторая группа – общие для ряда предмета способы действия. Н. Ф. Талызина Теоретические основы контроля в учебном процессе М.: Знание, – с
воспроизведение знаний применение знаний в знакомой ситуации Три уровня усвоения содержания применение знаний в незнакомой ситуации
Рекомендации по работе с учащимися, демонстрирующими высокие учебные результаты Дальнейшая работа над предметными, метапредетными и личностными результатами. Продвижение в развитии учащихся средствами русского языка. Активное использование заданий, направленных на развитие творческого потенциала и логического мышления учащихся.
Рекомендации по работе с учащимися, которые не достигли базового уровня Работа над уровнем чтения. Качественная диагностика конкретных проблем в усвоении содержания предмета. Система в работе над предметным материалом.
Для детей группы риска сложность представляет, как правило, не столько овладение каждой конкретной операцией, сколько удержание последовательности осуществления этих операций. Для этих учащихся опыт работы с алгоритмами должен быть более длительным, им необходимо дольше задержаться на этапе развернутого алгоритма. С детьми группы риска необходима более тщательная работа как на уровне овладения каждой отдельной операцией, так и на этапе отработки последовательности операций в составе учебного действия. Большое количество упражнений должно быть нацелено на формирование у ребят орфографической зоркости. Общий принцип работы со всеми ребятами одинаковый, разница заключается в необходимом количестве упражнений: для ребят с трудностями их должно быть значительно больше. Необходимость привлечения всех видов анализаторов - зрительного, слухового, двигательного.
Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». Такие задания хороши тем, что ребята подбирают проверочные слова, ищут доказательства, тем самым повышается элемент осознанности, а также тем, что у детей накапливаются зрительные образы слов, развивается зрительная память, они видят слова с орфограммами в полной записи и запоминают их правильное написание.
Принципиальные позиции педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития; сравнение результата с образцом с обязательным выделением, подчеркиванием успехов; рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. ученику важнее видеть, что и почему у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось; развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает сориентироваться в результатах своего труда, почувствовать уверенность в своих возможностях, понять, что именно нужно еще освоить, а значит - приобрести учебно- познавательную мотивацию.