LOGO Казанцева А.А. К.п.н., доцент НКЦ «Интеллект» ФГОС: организация учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Смотреть и видеть – не одно и то же! Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытаются вникнуть в суть явления. Актуальность
Начальна я школа ФГОС о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности». «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
ФГОС о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся Средняя школа «Программа УУД должна быть направлена… на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «Программа УУД должна быть направлена… на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «Программа развития УУД должна обеспечивать:… формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности… овладение приемами учебного сотрудничества… в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности». «Программа развития УУД должна обеспечивать:… формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности… овладение приемами учебного сотрудничества… в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Старшая школа ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся «В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Старшая школа ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся «Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов». «Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».
Основные понятия Учебно-исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным для учащихся решением, с открытием нового знания и предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Специфика Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Формы организации исследовательской деятельности Элементы исследования в рамках базовых учебных курсов Элементы исследования в пространстве занятия Специальные курсы, направленные на развитие исследовательских способностей Исследовательские специализации Индивидуальные исследовательские работы Выездные исследовательские школы Проблемные семинары и круглые столы Конференции исследовательских работ Конкурсы исследовательских работ Научное общество учащихся Экспедиции и выезды
Пример тем исследовательских работ Шоколад(соль, сахар, жевательная резинка) – вред или польза Как мультфильмы влияют на психику ребенка Моя родословная Профессии наших родителей Мальчики и девочки Почему высохла лужа Война и наша семья. Семейные традиции( реликвии). Мое имя Энциклопедия одного слова(вещи,здания…) История одного открытия Почему пингвины не летают.
Упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы для учащихся 2-4 классов Модели построения гипотезы: «если…, то…»; «это возможно, если…»; «будет обеспечено, если…»; «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»; «использование (создание)…позволит обеспечить…» и др.
Привет!!! Меня зовут ГИп ПОпотам ТЕЗА. Я помогу тебе научиться правильно выдвигать гипотезу. Сделай все задания и помоги моим друзьям решить проблемы! Внимательно следуй инструкциям! Упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы для учащихся 2-4 классов
Упражнение 1. Юный исследователь. Помоги мне сформулировать гипотезу к данным высказываниям-проблемам, используя предложенные модели. Я промок под дождем. Вода не закипает. Кошка потерялась. Я хочу кушать. Я не сделал домашнее задание.
Типы проектов: Творческий проект Ролево-игровые проекты Информационные проекты Практико-ориентированные проекты Монопроекты Межпредметный (интегрированный)
Основные требования к использованию проектной формы обучения: наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов; возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Основные требования к использованию проектной формы обучения: использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основные требования к использованию проектной формы обучения: представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)
Алгоритм разработки проектных уроков 1. Сформулировать проблемную ситуацию (многословно). 2. Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…? 3. Из проблемы формируется цель (планируемый результат). 4. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели). 5. Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
Алгоритм разработки проектных уроков 6. Презентация. 7. Рефлексия учащихся. Как организовали работу в группе? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были решены? Самооценка. 8. Оценка учителя.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Соответствие формата представления работы формальным требованиям; Адекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автора, наличие авторской позиции ученика Наглядность презентации и ораторское мастерство Умение услышать вопрос и дать конкретный ответ
Памятка исследователя Моё исследование. 1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы? 3. Цель. Что я хочу исследовать? «Изучить…» «Поставили цель: …». 4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование? «Выяснить, …»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…» 5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения). 6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование, наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт? 7. (Описание работы). Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, вещественными доказательствами. 8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи). 9. Рефлексия. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить? 10. Кого я хочу поблагодарить? 11. Использованная литература. 12. Приложения