«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О ! Как же ты красива».
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения; 2. Общение ребёнка с другими детьми; 3. Чтение художественной литературы; 4. Игры со взрослыми и детьми.
Нормы речевого развития детей Ранний возраст с 2-3 лет Средний дошкольный возраст 4-5 лет Старший дошкольный возраст 5-6 лет Дети 6-7 лет
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения и коммуникативных способностей Благоприятная речевая среда Развитый фонематический слух Поставленное речевое дыхание Развитая артикуляционная моторика Развитая мелкая моторика
Благоприятная речевая среда Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Развитие фонематического слуха «Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать Звук: Шум дождя и сердца стук». Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает: правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом
Работа над речевым дыханием Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «Мыльные пузыри» « Кораблики» «Буря в стакане воды» «Упрямая свеча» «Сдуй снежинку» «Покатай карандаш» «Духовые инструменты»
Развитие артикуляции Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Основные требования к проведению Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, желательно раза два в день (утром и вечером). Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки (игры). Упражнение не должно доводить орган до переутомления.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
«Бегемотики»
«Трубочка»
«Улыбка»
«Барабанщик»
«Вкусное варенье»
«Маляр»
«Лошадка»
«Грибочек»
«Гармошка»
МОЛОДЦЫ!
Развитие мелкой моторики упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Игры, развивающие мелкую моторику: Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий -шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее холодное»; «Мокрое сухое». Игры с водой и песком. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку». Игры с пластилином. Игры с бумагой. Игры с прищепками. Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Расскажи стихи руками». Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (24 части), кубики, мозаика.
Советы логопеда: не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка; - не перегружайте его речевыми занятиями; - игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту; - при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните; - не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно ласкательными суффиксами всё это тормозит речевое развитие;
- своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее тактично поправить то или иное слово; если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»; - не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»; записывайте речь ребёнка, такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.