Мастер-класс «Моделирование образовательной среды на основе самоопределения» Е.В. Борзенкова, зав.кафедрой психологии и специального образования
В. В. Рубцов: «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах».
Януш Корчак «Как любить ребенка» Образовательная среда, как «воспитывающей среда»: «догматическая», «идейная», «безмятежного потребления» «внешнего лоска и карьеры»
Догматическая среда Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон Дисциплина, порядок и добросовестность Серьезность, душевное равновесие и ясность Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык
Идейная среда: Не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления есть добрая воля. Нет догм есть проблемы. Нет благоразумия есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим начало отвращение к грязи, моральный эстетизм.
Среда безмятежного потребления Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, самосознание. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Атмосфера внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, характерна жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. «ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь».
Среда внешнего лоска и карьеры Упорство, на основе холодного расчета, а не духовных потребностей. Искусная эксплуатация чужих ценностей. Лозунги, на которых можно заработать, этикет, которому надо покоряться. Не достоинство, а ловкая самореклама. Детей не любят и не воспитывают, а только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают.
Ясвин В.А. методика векторного моделирования образовательной среды построение системы координат: ось «свобода-зависимость» ось «активность-пассивность»
«Активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему- либо, упорство, борьба личности за свои интересы, соответственно «пассивность» - как отсутствие этих свойств.
«Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью и т.п., («зависимость» понимается как приспособленчество, послушание чужой воле, личная безответственность и т.п.
Для построения в этой системе координат вектора соответствующего тому или иному типу образовательной среды необходимо на основе анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов
Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка Чьи интересы и ценности ставятся на первое место? а ) личности каждого; б)общества (коллектива), в группы. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) воспитатель к ребенку; б ) ребенок к воспитателю. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется? а ) индивидуальная; б) коллективная (групповая ).
Три вопроса на наличие возможностей для развития активности Практикуется ли наказание детей? а) пожалуй, да; б ) скорее,нет. Стимулируется ли проявление ребенком какой-либо инициативы? а ) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда. Всегда ли находят какой-либо положительный отклик те или иные творческие проявления ребенка? а ) скорее, да; б) пожалуй, нет.
В.А.Ясвин для характеристики образовательной среды вводит понятие – «общественный ветер» Это общая направленность воздействия на личность школьника существующей социальной среды