Качество образования как основной показатель работы образовательной организации М.Н. Сиводедова, методист ООФМ и РО Управления образования Администрации Верхнекетского района 2015 г
В современной модели развития учащегося ведущим является направление опережающего развития качеств человека, формирование ключевых компетенций. Решение этих задач невозможно без решения проблемы качества образования, без выполнения ряда психолого- педагогических условий: соответствия процесса обучения функциональным и психологическим возможностям детей, личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей, предоставления каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнерства, создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, возможности для творческой самореализации, адаптации к самостоятельной жизни в современных условиях.
Качество образования – характеристика образовательной деятельности и подготовки, выражающая степень соответствия образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. ( Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" )
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех её элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам, отслеживается характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимый мониторинг осуществлялся по данным отчетов классных руководителей и учителей-предметников. Аналитическая часть мониторинга сводится к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Подобный мониторинг не позволяет увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности. Это вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в массовой школе.
Причины психологического характера, не имеющие непосредственного отношения к учебному предмету: 1. Отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни. 2. Негативное отношение к учителю данного предмета. 3. Низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.
Вопросы для администрации школы : 1. Как оценить динамику изменений в учебном и личностном росте ребенка? 2. Как оценить деятельность педагогов по развитию ребенка? 3. Как представить результаты образовательного процесса при анализе деятельности школы? 4. Как управлять мониторингом качества образования? 5. Как усовершенствовать существующий мониторинг на основе информационных технологий? 6. Как оценить влияние здоровья учащегося на его учебные достижения?
Администрация Учитель Классный руководитель Ученик Родитель 1. Создание условий для повышения качества образования для учащихся и педагогов. 2. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса. 3. Обеспечение эффективного социального партнерства. 4. Создание эффективной информационной системы. 5. Систематическое изучение образовательного спроса учащихся, родителей, общественности по качеству образования. 1. Обеспечение условий развития личности учащегося по показателям: Обученность. Обучаемость. Уровень сформированности общеучебных ЗУНов. Личностный рост. 2. Проведение оценки результативности образовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мониторинга. 3. Обработка результатов учебного процесса по предмету. 4. Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег. 1. Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся, родителей по проведению мониторинга результатов учебного труда классного коллектива. 2. Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса. 3. Оформление индивидуальной карты результативности учебного процесса. 4. Индивидуальная работа с родителями по выполнению различных рекомендаций учителей- предметников. 1. Стремление к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации. 2. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда. 3. Накопление достижений для формирования портфолио. 1. Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка. 2. Обеспечение систематического контроля за результатами обучения ребенка. 3. Исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя. 4. Участие в соуправлении школой.
ОУ уровень начального образования уровень основного образования уровень среднего образования уровень начального образования уровень основного образования уровень среднего образования БСШ 142,534,543,545,934,347,5 БСШ 240,237,454,857,842,248,6 Катайгинская СОШ 35,929,253,954,336,830,8 Степановская СОШ 50,030,923,859,526,521,1 Клюквинская СОШИ 27,836,969,246,934,564,0 Лисицинская ООШ 50,010,0-42,9-- Сайгинская СОШ 44,238,066,748,437,258,8 Дружнинская НОШ Ягоднинская СОШ 48,437,066,756,037,520,0 Район 41,934,450,351,3735,846,3
Основываясь на эту таблицу можно сделать следующий вывод, что качественная успеваемость снижается при переходе учащихся на уровень основного общего образования, свою роль здесь играет адаптация учащихся к новым условиям обучения (новые учителя, новые предметы, кабинетная система). При переходе из основного общего на уровень среднего общего образования качественная успеваемость повышается, так как часть учащихся меняет форму обучения и в 10 класс приходят высоко мотивированные учащиеся, которые нацелены на высокий результат итоговой аттестации