КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОПЫТ ПИЛОТИРОВАНИЯ ФГОС ДО: ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Краевой методический сбор 21 сентября 2015 года
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 2 этапа пилотирования 1 этап уч. год - работа с пилотными площадками 2 этап уч. год - тиражирование опыта пилотных площадок среди муниципалитетов и ДОО края посредством организации межмуниципального взаимодействия
Цель 1 этапа пилотирования создать в крае организационный и содержательный ресурс по переходу системы дошкольного образования края на ФГОС ДО
Планируемый результат 1 этапа Формирование краевого профессионально- экспертного сообщества в рамках перехода на ФГОС ДО Апробация механизмов введения ФГОС ДО на уровне муниципалитетов и ДОО Разработка ООП ДО в пилотных ДОО Проведение экспертизы материалов, разработанных пилотными ДОО (ООП ДО, педагогические практики) Подготовка методических рекомендаций по введению ФГОС ДО для практических работников края
Итоги 1 этапа пилотирования 1. В пилотных муниципалитетах наработан опыт организации работы по введению ФГОС ДО с учетом муниципальной специфики системы ДО. Опыт работы 7 пилотных муниципалитетов прошел профессиональную экспертизу в ИПК. Экспертами отмечен опыт работы следующих пилотных муниципалитетов: - г. Сосновоборска - г. Ачинска - Шушенского района - г. Бородино В г. Красноярске наработан интересный опыт организации и проведения общественных слушаний.
Итоги 1 этапа пилотирования 2. Созданы условия для повышения квалификации педагогов в пилотных ДОО: на начало учебного года в пилотных ДОО – 30% педагогов прошли КПК по ФГОС ДО на конец учебного года – 98%. 3. Пилотными ДОО (45) разработаны, утверждены и реализуются ООП ДО в соответствии с государственным стандартом. Имеется опыт разработки ООП, ее корректировки и реализации.
Итоги 1 этапа пилотирования 4. Проведена профессиональная экспертиза новых педагогических практик по реализации ФГОС ДО. Имеется опыт организации и проведения экспертных сессий (ИПК) и общественных слушаний (ККПК 2). В экспертизе педагогических практик приняли участие – 34 пилотных ДОО. Для тиражирования в крае экспертами был рекомендован опыт работы 10 пилотных ДОО. Опыт описан и опубликован в сборнике.
Итоги 1 этапа пилотирования ИПК Методические рекомендации «Локальные нормативные акты ДОО, регулирующие образовательные отношения» Авторы: И.В. Ковалева и группа заведующих ДОО г. Красноярска Методические рекомендации «Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду» Авторы: А.И. Дударева, Ю.А. Короткова, Е.А. Кривецкая, Н.М. Матвеюк, Т.И. Юстус Сборник статей «Опыт введения ФГОС ДО в Красноярском крае» Составители: Р.А. Васильева, Л.Г. Обросова
Итоги 1 этапа пилотирования ИПК Методические рекомендации «Основная образовательная программа дошкольного образования : разработка на основе требований ФГОС ДО» Автор: Т.П. Фомичева готовятся к публикации Методические рекомендации «Организация развивающих центров детской активности в группе детского сада» Автор: В.В. Егорова и группа специалистов ДОО г. Красноярска ( ) Выставочный зал учебно-методической литературы КК ИПК Мира 76, т Бырдина Ирина Сергеевна
Итоги 1 этапа пилотирования ККПК 2 « Методические рекомендации в участи учета особенностей национальных, социокультурных и иных условий при составлении ООП ДО » Составители: Л.Л. Лопатина, Т.И. Прокопорская, Л.Н. Мещерякова, С.В. Мещерякова, Т.В. Евдокимова, М.В. Кецбая раздел Проект « Введение ФГОС ДО в Красноярском крае » ( )
Трудности 1. Не во всех пилотных муниципалитетах сформировалась команда по ведению ФГОС ДО (управление образования – ММС – ДОО). 2. При разработке ООП ДО: - длит. период (до 4 месяцев) - соблюдение требований стандарта к структуре - содержательное наполнение разделов - согласованность всех разделов программы - умение отказаться от «ненужного» - часть, формируемая участниками обр. отношений
Трудности 3. Испытывали трудности в определении степени соответствия имеющейся практики требованиям ФГОС ДО. Требуется время на отработку новых практик и осознание профессиональных затруднений, ошибок и побед. 4. Особенно сложно строить образовательный процесс «от детей», «вместе с детьми», «следуя за детьми». Учиться доверять детям. 5. Планирование как нахождение разумного баланса между организованными взрослым занятиями и деятельностями по инициативе детей. 6. Педагоги испытывали трудности при создании текстов (написание ООП ДО, описание педагогических практик).
Трудности 7. В каждом пилотном ДОО осознание своего места и своей деятельности в процессе пилотирования сформировалось по-разному: некоторые ждут прямых указаний, а некоторые проявляют инициативу, субъектность, демонстрируют умение работать в команде со специалистами муниципалитета, координаторами и региональным оператором.
Перспективы (2 этап) Продолжение работы по проработке технологического уровня обеспечения введения ФГОС ДО – как и какими способами будут достигаться цели ФГОС ДО ( педагогические практики ) Включение в работу всех муниципалитетов края посредством организации межмуниципального взаимодействия : сетевое сообщество, МО, профессиональные сообщества и пр. по типу работ м. б. обмен опытом наработанного в практике ДОО разработка и апробация новых средств и методов работы с детьми, родителями и пр. апробация педагогических практик, уже разработанных авторами
Предполагаемые результаты (по итогам 2 этапа пилотирования) - Будет проведена экспертиза новых педагогических практик (общественные слушания, экспертные сессии) для дальнейшего тиражирования - Будет проведена общественно-профессиональная экспертиза реализации ООП ДО в 5 пилотных ДОО (по 1 в территориальном округе) - На конкурсной основе будут определены детские сады, на базе которых будет реализовываться программы повышения квалификации - По результатам работы будет издан сборник статей
Обратите внимание На 1 июня 2015 года Из 1000 детских садов – 456 разработали и утвердили свои ООП в соответствии с ФГОС ДО (45.6%) Из 1000 детских садов – 500 образовательных организаций, которые привели локальные акты в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования ( в том числе в части вопросов оценки деятельности педагогических работников, работе с семьями воспитанников, оценке индивидуального развития детей, оказание платных услуг (50%) Из общего кол - ва педагогических работников чел чел. прошли повышение квалификации ( не менее 16 часов ) для работы по ФГОС дошкольного образования (39.6%)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Обросова Людмила Георгиевна заведующий Центром дошкольного образования