Линейная перспектива
Линейная перспектива точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства.
Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее
Предметная плоскость горизонтальная плоскость, на которой располагаются натура, картина и рисующий. Картинная плоскость воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Находится либо в плоскости объекта, либо между наблюдателем и объектом.
Параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения горизонт. Горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. Линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не находились. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт. Перспективный горизонт это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта.
Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта
Композиция это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка - составлять целое из частей.
Виды композиций станковые; декоративные; монументально-декоративные; монументально-скульптурные; театрально-декорационные; объемно-пространственные; предметов прикладного искусства и дизайна.
Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно его размеру и форме. Тогда вы получите композицию пятна.
При работе над композицией в учебном рисунке необходимо соблюдать определенную последовательность действий: Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки). Изучить натурную постановку и определить точку зрения. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально). Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги. Определить центр композиции. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера. Выявить объем предметов посредством светотени. Обобщить и завершить работу над композицией.
Схемы поиска композиционного равновесия на примере пятна-окружности на листе бумаги.
Плоскостные композиции из геометрических фигур
Форма цветников в ландшафтном дизайне
Виды композиции Характерным признаком фронтальной композиции (плоскостная) является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.
Объемная композиция (пространственная) представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними.
Средства создания композиции Композиционное равновесие может быть: устойчивым, статичным.
устойчивая композиция
Композиционное равновесие может быть неуравновешенный, отличаться внутренней динамикой
Симметрия - это закономерное расположение равных частей относительно друг друга. Виды симметрии. Зеркальная симметрия - одна половина представляет собой зеркальное отражение другой. Плоскость симметрии, делящая изображение пополам, обычно располагается вертикально
Центрально-осевая симметрия
Симметрия винта и спирали
Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
Композиция: 'а – симметричная; б – асимметричная
Симметричные композиции
Асимметрия - средство композиции, в котором равенство частей и их расположения, заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей.
Диссимметрия - частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали, привлекает внимание. Вносит в композицию некоторую напряженность.
Ритм - связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает «движение глаз зрителя по объекту или изображению». Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов композиции. Ритмическое развитие композиции может идти по горизонтали или вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке - решений множество.
Контраст это выраженное различие свойств объектов, данное в их сопоставлении, например, светлый темный, высокий низкий, узкий широкий, большой - маленький.
Гармония - соразмерность всех частей целого. Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Главный смысловой элемент является центром композиции. Центр - понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.
Принципы построения композиции Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции - четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Условия для выражения покоя (статики) нет диагоналей; нет свободного пространства; статичные позы; симметрия, уравновешенность; вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
Для передачи движения (динамики) используются диагональные линии; свободное пространство перед движущимся объектом; момент кульминации движения.
Характерные элементы композиции объединяются по однородным признака, форме, цвету, текстуре, фактуре. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги. Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги. Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - на менее важные детали. В соответствии с правилом золотого сечения наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края экспозиции. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильно размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых легких, светлых. ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого; ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.