«Развитие отечественных психологических школ XIX- XX в. в.: сравнительный анализ» Доклад подготовила: Семёнова М.М. (ППФ, РГПУ им. А.И. Герцена, студент 3 курса)
План доклада Предпосылки зарождения научных психологических научных школ Два противостоящих подхода Основоположники психологической научной школы естественнонаучного подхода Основоположники психологической научной школы религиозно- философского подхода Академические центры Основоположники академических психологических научных школ Список литературы
Предпосылки зарождения научных психологических научных школ Активно начинают формироваться предпосылки к созданию Российских психологических школ в 60-е годы XIX века. Михаил Григорьевич Ярошевский и Т.Д. Марцинковская, описывают этот период: «Один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование уклада, просвещение»
Два противостоящих подхода Ситуация :В это время определяется предмет психологической науки. Одного мнения и теории на этот счёт не существует. Психологические научные теории и школы естественнонаучного подхода ( истоки в физиологии) Психологические научные теории и школы религиозно-философского подхода(где уделяется большое значение дуализму в человеке и философским взглядам на его жизнь).
Основоположники психологической научной школы естественнонаучного подхода Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского Научная школа И.М.Сеченова И.П.Павлов В.М.Бехтерев А. А. Ухтомский «Никакого дуализма в человеке не видно….» П.Г.Чернышевский
Основоположники психологической научной школы религиозно-философского подхода П.Д. Юркевич В.С. Соловьев Л.М. Лопатин Е.Н. Трубецких «Сколько бы мы ни толковали об единстве человеческого организма,мы всегда будем познавать человеческое существо двояко: внешними чувствами – тело, его органы и внутренним чувством – душевные явления…» П.Д. Юркевич
Академические центры Академические центры и психологические школы появлялись не на пустом месте, они как научные творческие коллективы собирались вокруг великих мыслителей, философов, учёные видели оной из своих главных задач приобщение к миру науки обучающуюся молодежь.
Основоположники академических психологических научных школ К. Д. Кавелин А. И. Введенский Г.И. Челпанов К. Н. Корнилов А.Ф.Лазурский М.Я. Басов Л.С. Выготский Б.Г. Ананьев А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн «Он полагал, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным, но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе стала важной проблемой…» М. Г. Ярошевский о учении М.Я. Басова
Список литературы Игнатенко М.С. Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки: Сборник материалов I Всероссийской студенческой научно- практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Логинова Н. А. Психологическая наука дело всей жизни Бориса Герасимовича Ананьева // Журнал «Санкт-Петербургский университет». 14, 2007 г. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», с. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., Лопатим Л. М. Аксиомы философии. М., 1996 Соловьев В. С. Избранное. СПб., Хрестоматия по истории психологии. М., М., 1996 М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины xx в. Учеб. пособие. – М., – 416 с.
Спасибо за внимание!