Об опыте территориальных органов управления автомобильными дорогами по применению эффективных малобюджетных мероприятий по повышению БДД в очагах аварийности Б. Некрасов, руководитель рабочей группы ассоциации РАДОР по БДД
2 Пирамида потребностей Абрахама Маслоу Потребность в безопасности возникает уже на 2-м уровне!
3 Пирамида потребностей пользователей сети автомобильных дорог Тенденция роста потребностей в развивающемся обществе Тенденция ограничения финансовых ресурсов
4 Как наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы в условиях их ограниченности? В его основе лежит следующий вопрос: Экономический подход при выборе мероприятий по БДД:
5 Оценка эффективности любого выбранного мероприятия в местах концентрации ДТП производится по критерию К = В / З, где З - Затраты на реализацию данного мероприятия, руб. В – Выгоды, руб. - снижение социально-экономического ущерба за счет снижения аварийности на участке после реализации данного мероприятия Ущерб от ДТП включает в себя: - ущерб от гибели и ранения людей; - материальный ущерб от повреждений АТС и грузов; -материальный ущерб от повреждений дорожных сооружений (В каждой стране – своя методика. В России наиболее приемлема методика НИИАТа, 2007 г.) Методические основы данного подхода
6 Срок окупаемости В / З ЗАТРАТ МЕРОПРИЯТИЕВ / З ЗАТРАТ месяцы) месяцы) 1 Направляющие столбики со световозвр (1) в местах въездов на дорогу Световозвращающие стойки (5) + барьерные ограждения Предупр. знаки на кривых (10) + предупреждающие знаки на кривых Устранение мест скопления влаги на покрытии Использование искусственных неровностей Использование шумовых полос Модернизация знаков Барьерные ограждения (2) + барьерное ограждение Продление переходно-скоростных полос Повышение коэффициента сцепления Незначительное перепрофилирование дороги Модернизация развязок Модернизация мест въездов на дорогу Поверхн. обработка на пер.- скор. полосах Реконструкция развязок Среднее Примечание: Оранжевым цветом выделены мероприятия с использованием световозвращающих материалов Опыт Испании по применению некапиталоемких мероприятий в местах концентрации ДТП
7 Опыт Великобритании
8 Мероприятия по безопасности движения с наибольшими коэффициентами отношения выгод к затратам (В/З), Ранг Описание Коэффициент Мероприятия В/З 1Освещение 21,7 2 Перенос столбов коммуникационных линий 17,2 3Качественные дорожные Знаки 16,3 4 Модернизация барьерного ограждения посередине 14,4 5Устранение препятствий 8,9 6 Новая дорожная сигнализация 8,5 7 Ударопоглощающие устройства 8,3 8 Новое барьерное ограждение посередине 7,8 9 Модернизация ограждений 7,8 10 Совершенствование дорожной сигнализации 7,6 Опыт США
9 Цель: Обеспечить самую высокую эффективность расходования средств - максимальное снижение аварийности при минимальных затратах При ограниченных финансовых ресурсах вначале выбираются наиболее эффективные мероприятия предпочтительно из верхней части таблицы, а затем, если останутся средства – из частей таблицы, расположенных ниже. Экономический подход при выборе мероприятий по БДД:
10 Эксперимент по использованию экономического подхода при выборе мероприятий по БДД: Инициирован РАДОРом в 2009 г. В эксперименте приняло участие 2 региональных и 4 федеральных органа управления дорогами (Республика Коми, Пермский край, «Центральная Россия», «Севзапуправтодор», Москва-Н. Новгород и «Волговятскуправтодор»). Эксперимент проводился в кризисные 2009/2010 г.г. Поэтому ввиду нехватки финансовых ресурсов эксперимент ограничился в основном установкой специальных дорожных знаков в местах концентрации ДТП
11 СУТЬ проведенных мероприятий: Большинство мест концентрации ДТП оснащалось по СТО ФГУП Росдорнии: - Двумя специальными предупреждающими щитами по границам очага аварийности; - Если внутри этого очага аварийности имеется характерный участок, в котором известны причины совершения ДТП, то там устанавливались стандартные дорожные знаки на щитах желто- зеленого цвета. Для изготовления щитов и знаков использовались современные световозвращающие и флуоресцентные материалы, требованиям к которым нормированы в стандарте В стандарте также подробно изложена конструкция таких знаков, их размеры и правила установки
12 ВИД СПЕЦИАЛЬНЫХ ЩИТОВ: Применение знаков по СТО РДНИИ соответствует Разделу 9 ОДМ «Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог» (Распоряжение Росавтодора от )
13 Пример размещения изображений дорожных знаков на щитах:
14 Итог по 76 местам концентрации ДТП на федеральных и региональных дорогах, где были установлены знаки, в т.ч. по СТО РДНИИ Средняя статистика ДТП «ДО» реализации: Всего ДТП: 324; Погибло: 82 чел.; Ранено: 398 чел. Средняя статистика ДТП «ПОСЛЕ» реализации: Всего ДТП: 191; Погибло: 30 чел.; Ранено: 235 чел. Показатели снижения аварийности: Кол-во ДТП: (- 41%); Кол-во погибших: - 52 человека (- 63%) !!! Кол-во раненых: человека (- 41%) Экономические показатели: Выгоды: 723,3 млн. руб. Затраты: 5,4 млн. руб. (в среднем 71 т.р. на 1 место) К=В/З = 134 !!!
15 Новый (расширенный) эксперимент 2013 года по использованию экономического подхода при выборе мероприятий по БДД: Проведен по инициативе Радора в 4 кв г. Откликнулось на обращение Радора – 28 территориальных органов: ~ 1/3 от общего количества Отобрано для обработки данные от 18 территориальных органов управления: ~ 1/4 от общего количества Проанализированы данные по 201 очагам аварийности: в среднем по 11 очагов на один орган управления По видам мероприятий данная статистическая выборка включает значительно более широкий набор мероприятий, чем в первом эксперименте: знаки, щиты, светофоры, дорожную разметку, ИДН, барьерные ограждения, освещение
16 Предварительный итог по 201 местам концентрации ДТП на региональных дорогах Средняя статистика ДТП «ДО» реализации: Всего ДТП: 595; Погибло: 145 чел.; Ранено: 815 чел. Средняя статистика ДТП «ПОСЛЕ» реализации: Всего ДТП: 102; Погибло: 23 чел.; Ранено: 134 чел. Показатели снижения аварийности: Кол-во ДТП: (- 83%); Кол-во погибших: человека (- 84%) !!! Кол-во раненых: человек (- 84%) Экономические показатели: Выгоды: 1970 млн. руб. Затраты: 46 млн. руб. (в среднем 228 т.р. на 1 место) К=В/З = 43 !!!
17 Эффективность различных мероприятий по БДД по предварительным данным эксперимента 2013 г. Ранг Описание мероприятия Коэффициент В/З 1 Специальные щиты (СТО РДНИИ) Установка светофорных объектов 16,7 5 Установка дорожных ограждений 9,7 6Устройство освещения 5,0 7 1,6 Устройство искусственных неровностей (ИДН) 3Горизонтальная разметка 16,9 Дорожные знаки
18 Эффективность различных мероприятий по БДД по территориальным органам управления
19 - За время реализации мероприятий удалось в 201 месте концентрации ДТП спасти жизни 122 человек и предотвратить ранения еще 681 человека, затратив на это всего 46 млн. руб. - Выгоды для общества в виде снижения социально-экономического ущерба от ДТП составили почти 2 млрд. руб. - Общий коэффициент эффективности вложений, как отношение Выгод к Затратам составил 43 - Полученные предварительные данные нуждаются в дополнительном анализе и осмыслении специалистами и научными работниками в области БДД - Дальнейшие эксперименты и составление ранжирования мероприятий по коэффициенту В/З нуждаются в научном сопровождении для придания результатам вида методических рекомендаций. Общие итоги и выводы:
20 Ассоциацией «РАДОР» в 3 кв г. было внесена следующая работа план НИОКР Федерального дорожного агентства: «Разработка методических рекомендаций «Выбор эффективных некапиталоемких мероприятий по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования» Дальнейшие шаги: