Каким оно должно быть и как его организовать? ВОПРОС
Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещаний 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей
Слабая сторона педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель: не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому воспитатели часто отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников.
В связи с этим, одно из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. В какой форме предложить обмен и обогащение опыта?
Музыкальный руководитель должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Обеспечить музыкально-художественную среду, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В какой форме это происходит в вашей ОО? НАЗОВИТЕ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ФОРМ
Воспитатель детского сада Музыкальный руководитель Диагностические задачи 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника
Воспитатель детского сада Музыкальный руководитель Задачи педагогического проектирования образовательного процесса 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию здорового ребенка- дошкольника 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию здорового ребенка- дошкольника в детском саду
Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом 6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития. 9. Создание единого культурно- образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ Воспитатель детского сада Музыкальный руководитель
Воспитатель детского сада Музыкальный руководитель Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ 10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка
Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет воспитателю и музыкальному руководителю конструктивно и творчески сотрудничать.
Задачи сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя Формы сотрудничества и сотворчества 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в быту
2. Учет этих задач в целостном образовательном процессе ДОУ Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии Создание промежуточных диагностик, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх.
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего музыкальному развитию дошкольника Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей
9. Создание единого культурно- образовательного музыкально- эстетического пространства Коллективные походы в филармонию, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально- педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей
10. Создание развивающей музыкально- образовательной среды детского сада Совместное проектирование музыкально- образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально- развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка
11. Личностно- профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару Составление музыкально- профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников
РАЗРАБОТАЙТЕ В ГРУППАХ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА КВАРТАЛ С УЧЕТОМ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ОТРАЗИТЕ В ЭТОМ ПЛАНЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРЕДСТАВЬТЕ СВОЮ РАБОТУ