Государственный контроль и надзор: что думает бизнес 1
2 В опросе приняли участие в основном субъекты малого и среднего бизнеса (около 90%) Республика Ингушетия Москва Чувашская Республика Волгоградская область Кировская область Амурская область Белгородская область Республика Кабардино- Балкария Ивановская область Вологодская область
Позиция ТПП РФ по проекту о госконтроле и надзоре 3 Необходимо разграничить сферы применения контрольной, надзорной и разрешительной деятельности Существенное расширение (с 5 до 9) оснований проведения внеплановых проверок значительно снижает гарантии защиты прав бизнеса Не решаются вопросы хотя бы частичного отказа от плановых проверок в отношении добросовестных организаций и предпринимателей Мероприятия контроля и надзора до сих пор сохранили в себе заимствования из уголовного процесса – допрос, изъятие, выемка документов Не установлено в ряде случаев обязательности применения должностными лицами т.н. проверочных листов Не до конца проработаны механизмы негосударственного контроля и надзора (контроль СРО, декларирование соответствия, страхование рисков и др.) Отсутствуют механизмы общественного контроля за реализацией контрольно-надзорных функций Нужно ввести механизм ответственности органов власти за нарушения при осуществлении контроля и надзора
Дальнейший формат работы над законопроектом 4
Основные «болевые точки» бизнеса 5
6
В каком направлении должна развиваться система госконтроля? 7 Отказ от «презумпции вины» и «максимальных наказаний» в пользу превентивных мер Система контроля должна основываться на уважении к бизнесу Необходимо анализировать затратность контрольных мероприятий (как со стороны государства, так и со стороны бизнеса) и соотносить эти цифры с результативностью проверок Целесообразно осуществлять систематизацию и сокращать проверяемые требования, включая создание единого государственного реестра требований Ввести публичную отчетность контрольных органов о результатах проверок и затраченных на них ресурсов Развивать общественный контроль как помощь и альтернативу государственному контролю
8 Необходимо сокращать сферы государственного влияния на экономику, что позволит существенно уменьшить расходную часть бюджета и снизить административную нагрузку на бизнес В России в общей сложности насчитывается 257 видов контроля и надзора (например, в Казахстане их около 116) Необходимо разработать эффективную систему государственного контроля (уменьшение количества контролирующих органов, сокращение перечня обязательных избыточных требований) (например, в Финляндии 3 государственных пожарных инспектора отвечают за пожарную безопасность) РЕЗУЛЬТАТ: развитие предпринимательства, что увеличит доходы казны, даст людям работу, увеличит конкурентоспособность России на международной арене
9 Возникают На стыке федерального и регионального контроля На стыке регионального и местного контроля В случае выполнение разными органами одних и тех же полномочий Примеры государственный санитарно- эпидемиологический надзор помимо СЭС могут осуществлять: Минобороны МВДРоспотребнадзор Одновременно и государственный, и муниципальный контроль (т.е. 2Х) проводится по таким направлениям: Государственный ветеринарный надзор Земельный и жилищный надзор
10 Неэффективный вариант реформирования сферы государственного контроля Должностные лица контролирующих органов регионального уровня не обладают достаточной компетенцией и фактически осуществляют только поборы с бизнеса Каждый регион будет устанавливать свои «правила игры» с бизнесом, что увеличит коррупциогенность
11
Увеличилось или уменьшилось число проверок в 2015 г. по сравнению с 2014 г.? 12
Органы, которые чаще всего проверяют бизнес 13
14
Спасибо за внимание! 15