Воспитатель: Черкасова А. С.
Проблема Недостаточные знания детей о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе.
Актуальность. На Земле произрастает большое количество растений. Половина из них являются комнатными, выведенными человеком для красоты и души. Нет человека, который бы не любил смотреть на прекрасное растение, не ухаживал бы за ним. Комнатные растения – живая часть природы, «меньшие братья», а мы в ответе за тех кого приручили.
А дошкольное детство является важнейшим этапом в воспитании внимательного, чуткого, заботливого человека, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача: формирование нравственных чувств, развитие восприятия окружающего мира. Исходя из этого актуальным является воспитание бережного отношения к комнатным растениям, как части природного мира.
Цель: пополнение знаний детей о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта; показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Образовательные задачи проекта: формировать экологические представления об отдельных представителях комнатных растений; формировать дифференцированные представления об условиях выращивания комнатных растений в уголке природы, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); привлекать родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;
Развивающие задачи проекта: уточнять представления о назначении основных органов и частей комнатных растений, о целостности комнатных растений; развивать интерес, активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость, любознательность; побуждать проявлять интерес к жизни комнатных растений, способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями;
Воспитательные задачи проекта: вызывать интерес детей и родителей к совместному изготовлению схем-моделей; воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями; воспитывать нравственные чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту комнатных растений, желание сохранить их, стимулировать и поощрять добрые поступки детей.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагог группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед. Сроки реализации: краткосрочный
Этапы проведения проекта. Подготовительный этап. Разработка совместного проекта педагога с детьми средней группы «Расцвел на окошке цветок-огонек». Знакомство родителей с целью и задачами проекта. Обновление уголка природы, альбома «Комнатные растения». Пополнение дидактического материала.
Основной этап. Чтение литературного произведения: сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»; Рассматривание с детьми энциклопедии о комнатных растениях; Вечер загадок «Кто сидит в горшочке»; Непосредственно образовательная деятельность;
Выставка «Деточки-цветочки» (работа с родителями); Совместная деятельность ребенка и родителей в Уголке экспериментирования; Совместная работа родителей и ребенка: составление мнемотаблиц по теме; Выставка детских работ «Цветочек в горшочке»; Уход за комнатными растениями в уголке природы.
Заключительный этап. Презентация совместного проекта педагога с детьми средней группы «Расцвел на окошке цветок-огонек».
Ресурсное обеспечение. Информационные ресурсы: С. Н. Николаева. Программа «Юный эколог», Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», О. Г. Хинн. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения», Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Ю. В. Сергиенко. Полная энциклопедия растений, Москва: АСТ, О. А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду, Учитель, М. Н. Сигимова. Познание мира растений: занятия с детьми 4 – 7 лет, Волгоград: Учитель, 2009.
Кадровое обеспечение. 1. Педагог группы. 2. Музыкальный руководитель. 3.Учитель-логопед. Материально-техническое обеспечение. Уголок природы оснащен: комнатными растениями, садовым инвентарем, методической литературой, дидактическим материалом.
Вид проекта: познавательно-творческий. Предполагаемые результаты: Обновление уголка природы, создание необходимых условий по ознакомлению детей с многообразием комнатных растений; Оформление альбома «Комнатные растения»; Составление картотеки стихов, загадок; Оформление выставки детских работ по данной теме (рисование). Оформление выставки «Деточки-цветочки». (работа с родителями)
Изготовление родителями мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений»; Более бережное отношение детей к растительному миру; Активное участие большинства родителей в реализации проекта; Обогащение представления детей о комнатных растениях, развитие экологической культуры и бережное отношение к природе в целом. Доступность детьми оборудование уголка.
Возможное продолжение и развитие проекта: Работа с родителями. Создание дома уголка природы «Зеленый островок» для продолжения общения ребенка с комнатными растениями; Заучивание стихотворений о цветах; Организация викторины для детей «Узнай и назови» (комнатные растения)
Он колюч, зеленокож, И на ёжика похож. Он колюч, зеленокож, И на ёжика похож. На окошке растёт, Очень редко цветёт. На окошке растёт, Очень редко цветёт.