Грамматическая тема: Грамматическая основа предложения. Лексическая тема: Птицы – наши друзья!
Цель урока: Учащиеся должны узнать, какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения Задачи: 1) научить применять знания о главных членах предложения; закрепить у учащихся умение находить грамматическую основу предложения. 2) развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы. 3) формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; воспитание аккуратности, усидчивости, внимания, сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности.
Деление на группы 1 группа «Гуси» 2 группа «Воробьи»
Словарная работа Переводя названия птиц, нужно приклеить наклейки птиц. 1 группа - Ақ қу, қарға,қаз, шағала, үйрек, тырна, бұлбұл. 2 группа - Торғай, тоқылдақ, көгершін, қораз, тауық, бүркіт, қарлығаш
Запомни : Предложение это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? кто такой? какой (каков) предмет? Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением
Чем может быть выражено подлежащее? Существительным Ветер унёс лодку Существительным Ветер унёс лодку в Им. падеже в море. в Им. падеже в море. Местоимением Я не приду к обеду. Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падеже в Им. падеже Словосочетанием Отец с сыном Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто?
Чем может быть выражено сказуемое? Глаголом Глаголом Существительны м Существительны м Прилагательным Прилагательным Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна. Что делаем? Что такое? Какова?
Введение в тему урока А) мозговой штурм /10 вопросов/ Б) групповая работа Составление и защита постеров 1 группа «Грамматическая основа предложения» 2 группа «Способы выражения главных членов предложения»
В) парная работа 1 пара вып. упр 419 /устно/ 2 пара вып упр пара /переведите стихотворения на русский язык/ Көктем келді: кұс келді, Күн ұзын, түн қысқа енді. Көктем келді су ақты, Өзендерді шулатты. Көбелектер гулесті, Көктем келді, гүл өсті. 4 пара Прочитайте пословицы, вставляя нужные слова, определите подлежащее и сказуемое. 1. Доброе слово , а плохое калечит. 2. Мир ________солнцем, а человек- знанием 3. Хлеб __________ тело, а книга- разум /питает, лечит, освещается/ 5 пара Соедините глаголы с существительными. Укажите род. Воробей чирикает Сова каркает Ворона ухает Голубь кудахтает курица воркует Петух кукарекает 6 пара /Определи, сколько в тексте предложений/ 7 пара /написать названия птиц, которых ты знаешь/
Готовимся к встрече птиц
Энерджайзер «Потанцуем» На лбу каждого учащегося прикреплен стикер с рисунком, например: солнца, дерева, книги, самолета, врача, машины т.д./После определения предмета каждый из них должен подобрать к рисунку глагол- сказуемое/
Закрепление Тестовые задания 1. Закончи утверждение: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? называется А) существительным Б) прилагательным В) глаголом Г) местоимением 2. Закончи утверждение: Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? называется А) существительным Б) прилагательным В) глаголом Г) местоимением 3. Перелетные птицы каждый год прилетают на родную землю. Назовите, в каком варианте грамматическая основа предложения А) Перелетные птицы; Б) прилетают на землю; В) птицы прилетают; Г) на родную землю 4. Какие из членов предложения могут быть грамматической основой А) Подлежащее и сказуемое Б) Подлежащее и дополнение В) Сказуемое и определение Г) Подлежащее и обстоятельство 5. Какие из названных членов предложения казахского языка являются грамматической основой и в русском языке: А) Толықтауыш, бастауыш Б) Анықтауыш, баяндауыш В) Баяндауыш, пысықтауыш Г) Бастауыш, баяндауыш
Домашнее задание Напишите сочинение на одну из тем: «Весна пришла!»; «Признаки весны»; «Готовимся к встрече птиц» «Скворцы прилетели!» Записывают в дневник. Выставление оценок.