Образовательная - познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; Развивающая – развивать творческие способности учащихся, их речь, способствовать развитию мышления на основе анализа и сравнения; Воспитательная – способствовать воспитанию эмоциональной сферы через бережное отношение к произведениям искусства. Цели урока:
Н. Тихонов «Родился я с песнями в травном одеяле…»
1912 год Первый рукописный сборник стихов
Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. 1917
Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром
Первый печатный сборник, куда вошли стихи годов
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но понимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине...»
Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, …………………………………… Там синь и полымя воздушней И легкодымней пелена. Я буду ласковый послушник, А ты – разгульная жена. 1916
Широки леса и воды, Крепок взмах воздушных крыл… 1916
Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. 1916
Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я – пастух; мои хоромы – В мягкой зелени поля. Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке. 1914
«Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных…»
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. 1916
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 1914
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь… 1918
Знакомство с Айседорой Дункан, всемирно известной американской танцовщицей
Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень…
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? ……………………………………………………… Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать. Мы перечитываем созданное ими, И жжет глаза горячая строка. Уходят лучшие, свое оставив имя, Утраты боль и память на века. И до сих пор в их недописанную повесть Пытаемся мы проторить пути… Уходят лучшие, и мучает нас совесть, Как будто бы могли мы их спасти. И. Набиева
Использованные источники: 1. Астафьев В. П. Из книги «Затеси» / ЛШ 2, 1989 г. 2. Есенин С. А. Собрание сочинений в 2 т. – М.: сов. Россия: Современник, 1999 г. 3. Жизнь и творчество С. Есенина// материалы для выставки. – М.: «Детская литература», 1984 г. 4. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – М.: Сов. писатель, 1989 г. 5.http: // www. yandex. ru/